Статья в Брестском вестнике "Дом особенных людей"

02.12.2021

Дом особенных людей

Как работает Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района

К сожалению, таких людей много. По приблизительной статистике, в мире насчитывается более одного миллиарда человек с инвалидностью, это почти десять процентов от всего числа проживающих на планете. В нашей стране многое делается для людей с ограниченными возможностями, и не только по случаю. В этом можно убедиться, посетив Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района.

Я знаю точно, невозможное — возможно
Здесь особые дети и особая атмосфера: тепло, уважение и любовь к тем, кому не повезло быть как все. Всё возможное и невозможное делается для того, чтобы дети смогли адаптироваться к привычной для нас жизни, а родители имели возможность хотя бы на время отойти от ежедневной рутины по уходу за родным человеком, устроиться на работу.
«На сегодняшний день у нас действуют один специальный класс и одна такая же дошкольная группа, — рассказывает директор учреждения Людмила Терещук. — Обучается в них одиннадцать детей разных возрастов с тяжелыми нарушениями развития, которые раньше считались необучаемыми. Кроме них в базе центра насчитывается еще 900 детей из всего Прибужья. Но, имея легкие формы нарушений, они обучаются в обычных детских садах и школах. Разве что кто-то в интегрированных классах, а кто-то на дому. И если ребята с легкой формой нарушений постигают, пусть и по облегченной, специальной программе, азы письма, математики, чтения, то для детей, которые находятся в центре с тяжелыми нарушениями развития, главное научиться самообслуживанию и простейшим социально-бытовым навыкам».
Здесь учат элементарному: застегнуть пуговицы, постирать платок, налить чай или сделать бутерброд. Проходят даже кулинарные занятия. Проводит их педагог Оксана Прядко. «Это сложный, но одновременно и интересный процесс для ребят, — рассказывает про уроки кулинарии педагог Оксана Прядко. — Мы готовим кулинарные изыски, отправляем родителям видеоотчеты, а они радуются за малейшие достижения своих детей. И в этих уроках не только польза от умения что-то приготовить, но и прок для их физического развития: активно задействована моторика рук при раскатывании скалкой теста, вырезании из него формочками разных фигурок, разукрашивании пряников и так далее. Это также умение работать в команде, распределять обязанности, общаться с помощью жестов, альтернативной коммуникации».

Через наглядный пример
Одна из главных составляющих обучения в центре — доносить детям с нарушенной речью информацию с помощью картинок. Чаще всего они испытывают страх от неизведанного. Чтобы этого избежать, им нужно поэтапно, с помощью наглядности объяснять их действия. Например, почему ему нужно ехать в центр и для чего он его посещает. А для этого показать иллюстрацию, на которой мальчик одевается, выходит из дома, садится в машину, которая везет в центр, и так далее. Ребенок понимает, что его ожидает, какие этапы нужно пройти, чтобы потом вернуться домой к родителям. Он успокаивается и нормально переносит расставание.
Точно так же в центре проводится и обучение по предметам. Обходные пути помогают развиваться детям. Например, ребенок с тяжелой формой ДЦП не сможет научиться писать шариковой ручкой, но зато в центре учат писать с помощью клавиатуры. Благодаря этому он сможет использовать по мере возможности Интернет, написать сообщение родным. «Этот маленький успех — значимое событие, — отмечает Людмила Терещук. — Такая своего рода мотивация — мощная поддержка для детей с тяжелыми нарушениями, ведь многие из них, вырастая, осознают степень своего дефекта. У нас на практике был студент-колясочник Брестского университета имени Пушкина, который водил машину. Этот момент помог поднять мотивацию одному из наших воспитанников. Мальчик поверил, что однажды сможет сесть за руль, а это было одно из его главных желаний».

Чем раньше, тем лучше
По мнению Людмилы Терещук, когда родители узнают, что их дети особенные, необходимо как можно раньше отдавать их в центр, где с ними начнут заниматься специалисты. Кроме этого, они подскажут и взрослым, как помочь своему ребенку.
В общей заботе, терпении и любви можно добиться немалых положительных моментов. Но особо радует, что в центре нет случайных людей, у каждого из них огромное сердце, ведь работать с особыми детьми — это тяжелый труд, который заслуживает большого уважения.

Наталья ШЛЯЖКО