Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
Упражнения:
«Жмурки», помогает укрепить мышцы глаз:
«Крылья бабочки». Оно нацелено на улучшение циркуляции крови в глазах.
Пусть ребенок представит, что его ресницы – это крылья бабочки. Чтобы бабочка летала, она должна быстро-быстро махать своими крылышками, то есть ребенок должен интенсивно моргать. Пусть один «полет» продолжается в течение 10 секунд, затем позвольте глазам 5-10 секунд отдохнуть и повторите упражнение еще один-два раза.
«Стишки-потешки». Оно дает возможность снять напряжение с глаз и укрепить глазные мышцы.
Система мероприятий по охране и развитию зрения
детей дошкольного и младшего школьного возраста
Содержание гимнастики |
На какие мышцы направлена |
Характер работы мышц |
Текст гимнастики для дошкольников «Морковка» Вверх морковку подними На неё ты посмотри Вниз морковку опусти Только глазками смотри. Вверх и вниз и вправо-влево Ах, да Заинька умелый Глазками моргает Глазки закрывает Зайчики морковки взяли, С ними весело плясали гладят веки указательным пальцем.). |
Глазодвигательные Верхняя и нижняя прямые мышцы; Литеральная и медиальная мышцы. Мышца поднимающая верхнее веко
|
Тренировка
Расслабление с помощью моргания Расслабление с помощью массажа |
Текст гимнастики для младших школьников Проведем, друзья, сейчас Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Снизу вверх и сверху вниз. Ты, хрусталик, не сердись, Посмотри на потолок, Отыщи там уголок. Чтобы мышцы крепче стали, Смотрим мы по диагоналям. Мы не будем циркуль брать, Будем взглядом круг писать. А теперь слова напишем. Чьи же буквы будут выше? «Папа», « мама», «дом», «трава» - За окном у нас видна. За окно ты посмотри. Что ты видишь там вдали? |
Глазодвигательные Верхняя и нижняя прямые мышцы; Литеральная и медиальная мышцы. Верхняя и нижняя косые мышцы. Цилиарная мышца.
|
Тренировка
Расслабление путем перевода зрения в режим дальнего видения. |
Упражнения зрительной гимнастики на глазодвигательные мышцы
Виды движения глаз |
Упражнения зрительной гимнастики |
1. Простые движения глаз |
1) вверх-вниз, вправо-влево 2) круговые движения, восьмерка |
2. Движения глаз по траектории |
1) с помощью яркого предмета учитель показывает траекторию, которую должны проследить дети глазами. 2) обследовать помещение глазами. не двигая головой. |
3. Произвольные движения глаз по инструкции |
1) посмотри на кончик носа, посмотри на дерево за окном, посмотри на свои руки, повтори действия три раза. 2) нарисуй глазами солнце, найди углы помещения, посчитай глазами сколько светильников в помещении. |
Методический проект «Комплекс зрительной гимнастики»
Комплекс зрительной гимнастики для детей младшего школьного возраста (3 класс) – 8 мин |
|||
Цель зрительной гимнастики: расслабление шейного и плечевого отделов позвоночника, улучшение их кровообращения; зрительное расслабление физическое и психическое; включение в динамическую работу глазных мышц, которые бездействовали при выполнении работы, и расслабление, тех, на которые падала основная нагрузка. |
|||
Блок 1 «Упражнения для расслабления» |
|||
Название упражнения |
Задача |
Авторская система/методика |
Основные правила выполнения |
Общее расслабление |
Снять спазм с шейного и плечевого отдела позвоночника. |
Система Бейтса |
Лечь на сложенные на парте руки. Закрыть глаза. Расслабиться. Выполняется 1 минуту, сидя за партой, без очков. После выполнения упражнения поморгать 10 секунд. |
1. Самомассаж затылочных бугров |
Улучшить кровоток в сосудах глазного дна. |
|
Упражнение выполняется сидя за партой без очков, спина прижата к стулу. Необходимо пальцами обеих рук одновременно произвести поглаживающие движения в области затылочных бугров. Упражнение выполняется 1 минуту закрытыми глазами. |
2. Сопротивление |
Улучшение кровообращения шейного отдела позвоночника.
|
|
Упражнение выполняется стоя, ладони скрещены на затылке. Необходимо ладони сильно прижимать к голове, а голову прижимать к ладоням, делая сопротивление. Выполнять 6 раз. |
3. Расслабление физическое с термоэффектом (контактное). |
Ускорение кровообращения в глазах, расслабление мышц глаз |
Психологическое (пассивное) расслабление Бейтса. |
Упражнение выполняется без очков сидя за партой, спина ровная, живот не касается края парты, локти расположены на парте. Необходимо растереть между собой нижние части ладони до теплого состояния приложить, не надавливая, ладони к закрытым глазам. Выполнить 2 раза по 15 секунд. После выполнения упражнения поморгать 15 секунд. |
4. Массаж затылка плечами |
Улучшение кровообращения шейного отдела позвоночника.
|
|
Упражнение выполняется стоя и без очков. Необходимо массировать плечами массировать затылок (левым, правым плечами по очереди). Выполнять 10 раз. Поморгать 15 секунд. |
Блок 2 «Упражнение на тренировку глазодвигательных мышц» |
|||
5. Зрительно-двигательные траектории (не прямые линии с использованием интерактивной доски) |
Снятие зрительного напряжения. Тренировка верхних и нижних прямых, литеральных и медиальных, верхних и нижних косых мышц.
|
Система Базарного |
Упражнение выполняется стоя у интерактивной доски в очках. На интерактивной доске в виде анимации яркая метка движется по разным траекториям. Выполняется 2 минуты. После каждой траектории выполняется зажмуривание |
6. Упражнения с индивидуальным офтальмотренажером |
Снятие зрительного напряжения. Тренировка верхних и нижних прямых, литеральных и медиальных, верхних и нижних косых мышц.
|
|
Упражнение выполняется сидя за партой без очков по инструкции учителя. Индивидуальный тренажер находится у ребенка на расстоянии вытянутой руки. После упражнения моргание 5 секунд.
|
Блок 3 «Упражнение для тренировки аккомодационных мышц» |
|||
7. Упражнение с индивидуальным тренажером «Цветок - пчела» |
Расслабление цилиарной мышцы путем перевода зрения в режим дальнего видения, тренировка цилиарной мышцы.
|
|
Упражнение выполняется в очках сидя за партой, спина ровная, руки на парте, голова неподвижна. Ребенок перед собой на уровне глаз держит офтальмотренажер. Необходимо переводить взгляд с «пчелы» на «цветок», который расположен на доске. Упражнение выполняется 5 раз. |
Проблематика нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Зрение – один из важнейших органов для развития ребенка. Это ценнейшая, но в то же время весьма хрупкая система человеческого организма. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заботиться об этом органе.
Задача специалистов дошкольных учреждений помочь детям сохранить здоровье органа зрения, сделать процесс обучения, игровые процессы максимально полезными и эффективными для профилактики нарушения зрения. Помочь детям с нарушением зрения улучшить состояние здоровья их органа зрения. В том числе, одна из ключевых задач – дать соответствующие рекомендации родителям для охраны зрения ребенка. У многих воспитанников дошкольных учреждений имеются проблемы со зрением и осанкой. А ведь осанка человека – это не только красота его фигуры, это основное влияние на его здоровье: нарушение функций дыхания и кровообращения, нарушение речевого и моторного развития, нарушение зрения, нарушение состояния нервной системы и другие отклонения в здоровье.
Очень часто дети, имеющие плохую осанку, страдают одновременно нарушением речи, близорукостью, у них недостаточно развиты общая и мелкая моторика рук, речевое дыхание.
Современные электронные девайсы также могут вредить состоянию органов зрения ребенка, если не соблюдать специальные правила по использованию компьютеров, планшетов и других устройств с учетом возраста и состояния здоровья ребенка.
Важно соблюдать правила, которые определяют возможное количество времени, которое ребенок, в том или ином возрасте может без вреда для здоровья проводить за электронным девайсом.
Различные нарушения зрения возникают и развиваются незаметно, особенно у детей дошкольного возраста. Появляются ощущения тяжести, рези в глазах, головная боль, хуже видны мелкие предметы, при чтении глазные мышцы напрягаются. Если вовремя, на эти явления не обратить внимания, то могут развиться различные отклонения от нормального зрения.
Самыми распространёнными заболеваниями глаз являются: близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
Причиной нарушения зрения может быть:
Для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста необходимо подбирать эффективные педагогические методы, которые позволяют формировать у детей правильные представления о здоровье, а также с легкостью, в игровой форме, прививать и укреплять навыки для развития и роста здорового организма. К числу таких методов относятся: педагогические охранительные режимы, профилактические зрительные гимнастики, физкультурные паузы на занятиях и другие методики.
С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения и целостного (чувственно-образного и интеллектуального) восприятия и познания мира можно применять специально разработанную методику Владимира Филипповича Базарного, что исключает раннюю потерю зрения, снимает физическую и психоэмоциональную напряженность детей, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Методика предполагает игровую форму, что позволяет осуществлять профилактические мероприятия по охране зрения ненавязчиво и интересно для ребенка.
Важно отметить, что игра в работе с детьми дошкольного возраста – это мощнейший инструмент, который позволяет не только решать задачи воспитания, задачи по охране здоровья ребенка, но и вовлекать непосредственно ребенка в этот процесс, прививать детям через игру корректные установки и правила, способствующие его здоровью и развитию, в том числе профилактике и здоровью зрительных органов.
Рекомендации офтальмологов для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Профилактика зрения детей дошкольного возраста Методика Владимира Филипповича Базарного
Так как в процессе дошкольного обучения и воспитания значительная нагрузка падает на зрительное восприятие ребёнка, задача педагогов построить так свою рдеятельность, чтобы зрение детей не только не ухудшилось, а по возможности и восстановилось. Для этого в процессе своей работы воспитатель может творчески внедрять принципы здоровье развивающего обучения В.Ф. Базарного
Данная методика позволяет успешно решать следующие задачи:
В монографии профессора В.Ф. Базарного «Зрение у детей: Проблемы развития» изложена концепция здоровье развивающего и здоровье укрепляющего обучения детей дошкольного возраста.
Концепция предполагает принципы, которые педагог может использовать в своей работе:
Первый принцип: построение занятий с детьми в режиме «зрительных горизонтов» и подвижных объектов, то есть дидактический материал максимально удалён от детей и находится в движении по отношению к ним и наоборот, дети двигаются по отношению к материалу. По возможности занятия проводятся в условиях естественной экологической среды.
Второй принцип: для тренировки мышц органов зрения, профилактики миопии (близорукости) 1-2 раза в день дети выполняют упражнения, сопровождающиеся движениями глаз и головы по чётко запрограммированной траектории.
Третий принцип: все занятия (независимо от раздела программы) проводятся в режиме «динамической позы», то есть периодической смены позы: «сидя», «стоя», используется и поза «лёжа».
Четвертый принцип: использование «Экологического Букваря» при знакомстве детей с буквами, обучении чтению. «Экологический Букварь» по Базарному — это сюжет природы размером не менее двух метров. Герои известных детских сказок, звери, птицы приносят детям буквы, знакомят с ними.
Отличительной особенностью методики обучения в режиме дальнего зрения является то, что изучаемые объекты находятся на максимальном расстоянии от детей. Намечается «линия воспитателя», то есть место, откуда демонстрируются детям пособия. Дети сидят на определенном расстоянии от «линии воспитателя» в соответствии с остротой своего зрения.
Все занятия имеют следующую структуру:
1 часть: рассматривание сюжетной картинки, где самые крупные предметы не более 2-3 сантиметров, а самые маленькие не менее 10 мм.
2 часть: рассматривание предметных картинок. Размеры изображённых предметов на картинках 3-5 сантиметров и менее. В этой части занятия применяется приём подвижных объектов.
3 часть: динамическая пауза, которая проводится всегда стоя.
Дети все задания выполняют охотно, с большим интересом. Периодически меняя позы «сидя», «стоя», ребёнок не испытывает чувства усталости. Постоянно снимая у детей физическое и психическое напряжение, необходимо помнить, что расслабление приводит к улучшению зрения. В этих целях можно выполнить с детьми покачивания, стоя напротив окна на расстоянии 30-40 см и плавно перенося вес тела то на левую, то на правую ногу, голова при этом остаётся неподвижной относительно плеч и туловища. Можно в это же время рассматривать какой-либо неподвижный предмет вдали. Это упражнение дети могут выполнять после занятий рисованием, лепкой, аппликацией.