Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
В 4 номере 2023 года журнала "Спецыяльная адукацыя" вышла статья "ТЕХНОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ" (из опыта работы ЦКРОиР Брестского района"). Авторы: А.И. Даниш, методист Брестского областного института развития образования, Л.В. Терещук, директор ЦКРОиР Брестского района, О.А. Дылюк, заместитель директора ЦКРОиР Брестского района.
Ведущую роль в половом воспитании детей играет семья. Однако практика показывает, что у родителей имеется немало проблем в этой области. Что надо знать о физических различиях девочек и мальчиков, о гигиене девочек и мальчиков? Какова роль отца и матери в половом воспитании детей?
Но за помощью в решении данных проблем родители, как правило обращаются не к педагогам, а к другим родителям. Часто они не получают квалифицированную помощь, и проблемы остаются нерешенными. Это нередко приводит к ошибкам, а ошибки в половом воспитании недопустимы. Здесь особенно важно руководствоваться принципом «Не навреди!». Известно, что у детей с тяжелыми и множественными нарушениями отмечаются различные нарушения интеллекта и личности, провоцирующие значительные сложности в общении и взаимодействии с взрослыми и детьми в семье и вне дома.
На нарушение социальной адаптации данной категории детей и подростков могут влиять отклонения в формировании половой идентичности и освоении половых ролей. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями, достигающие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся чрезмерно возбудимыми и не могут найти выход своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в сексуальных действиях. Таким образом они становятся той частью молодежи, которая часто подвержена сексуальной эксплуатации.
Половая идентичность у детей с тяжелыми и множественными нарушениями часто из-за интеллектуального снижения формируется фрагментарно или вообще не формируется. Осведомленность детей о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем интеллекта. Информированность о своем поле выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.
Основные проблемы
1.Половое влечение протекает на бессознательном уровне, дети не управляют своими желаниями и потребностями.
2.Половое развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями часто опережает интеллектуальное развитие. Как правило половое влечение у них наступает позднее, чем у их сверстников.
3.Половое развитие характеризуется гиперсексуальностью (повышенной сексуальной активностью с агрессивным поведением).
Желательно, как можно раньше привлекать внимание детей к различиям полов. Им доступна информация о внешнем виде себя и других детей, о вторичных половых признаках, в том числе гениталиях («У мальчиков такие волосы: короткие», «У девочек вот такие заколочки на голове», «Мальчики носят вот такие штанишки», «Девочки любят носить платья»). В обращении к ребенку периодически использовать название его пола («Что будет сегодня пить , моя девочка?», «Что сегодня наденет в школу, мой мальчик?»). Сильная симбиотическая связь ребенка и родителя, которая не позволяет его принять как самостоятельную личность, а, значит, и принять факт существования у него индивидуальных, в том числе сексуальных потребностей. Фактором, препятствующим идентификации мальчика с отцом, является факт длительного временного промежутка, который ребенок провел с матерью, из-за чего отец для ребенка может стать менее привлекательной фигурой. Особую тревогу вызывает мастурбация детей и невозможность объяснить ребенку, что с ним происходит.
Что можно предложить?
2.Формировать поведения адекватно половой принадлежности.
Безопасность.
Родители (законные представители) обязаны обеспечить постоянный контроль за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями. Степень контроля может быть как минимизирована или достигать максимума. Это будет зависеть от возраста ребенка, ситуации и уровня его интеллектуального развития.
Говорящих детей следует научить говорить:
- кто может к нему прикасаться и в каких местах (к органам);
- кто может попросить раздеться;
- какие прикосновений допустимы ;
- научить закрывать дверь в ванную комнату, туалет, раздевалку.
Кроме того:
Что предлагает современная медицина
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МЕТОДА БАЗАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТМНР
Проблемы взаимодействия педагога с ребенком, имеющим ТМНР и пути их решения
Проблема |
Сущность проблемы |
Пути её решения |
Отсутствие опыта и единой методики работы с детьми имеющими ТМНР |
Долгое время дети с ТМНР считались не обучаемыми. Методология работы с такими детьми до сих пор на этапе разработок, апробирования, поиска. В силу разнородности дефекта нет единой методики работы с ТМНР, необходим поиск и подбор соответствующий образовательным возможностям в каждом конкретном случае. Отсутствие опыта может вызывать у педагога непонимание ситуации, раздражение, неприятие, напряжение. |
Консультации у специалистов с опытом работы, в т.ч. с помощью интернет технологий. Общение и разбор ситуации на специализированных форумах. Посещение открытых занятий. Участие в конкурсах соответствующей тематики. Специализированные курсы. |
Консерватизм |
Педагоги со стажем, уже отработали свои приёмы, методы, методики работы, выработали свой стиль, накопили базу разработок. Их работа отложена до мелочей, они нацелены на результат. Ребенок с ТМНР нарушает привычный уклад работы, что может вызывать раздражение, неприятие и отторжение. |
Необходима внутренняя установка и настрой: « Я сильный педагог, достигший успеха в одной области. Теперь мне дана возможность освоить нечто новое и более сложное. Я смогу. |
Психологический дискомфорт |
Причинами дискомфорта могут быть как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: гиперсинзетивность ребенка, его физиологические уродства, саливация, навязчивые движения, вскрики, истерики, мутизм, агрессивность. Внутренние факторы: личные страхи и убеждения, инстинкт самосохранения, фрустрация. |
Если внутренние убеждения невозможно изменить пониманием и знаниями дефектологии, то лучше отказаться от работы с таким ребёнком. Ибо эти дети очень чутко чувствуют отношение к ним, насилием над собой педагог нанесёт серьёзный психологический вред такому ребёнку. |
Сложные взаимоотношения с родителями |
К сожалению, большинство семей воспитывающих ребенка с ТМНР – неполные. Все трудности по уходу, воспитанию, лечению возложены на одного родителя. Хроническая усталость, постоянная утомленность, систематическое пребывание в стрессовой ситуации, замкнутость в пространстве и возможностях - существенно влияют на характер и взаимоотношения с другими людьми. Не исключены: потребительство, убеждённость в привилегиях, завышенная самооценка. |
Понимание ситуации, спокойный тон общения, поддержка. Нужно дать родителям возможность увидеть в педагоге союзника и соратника. Больше общайтесь, хвалите ребёнка за каждый маленький успех, выражайте свою веру в ребёнка. |
Стигматизация |
Стигматизация – стереотипные негативные представления и убеждения о психически больных. Стигматизация – это не только проблема педагога, это – базовое чувство и общемировая проблема, нет ни одной страны, где бы мы не сталкивались со стигматизаций. |
Расширение уровня позитивной информативности в области психических заболеваний. Повышение психиатрической грамотности. |
Скептицизм |
Неверие в возможности и способности ребенка с ТМНР быть самостоятельным в будущем. |
Чтение историй и знакомство с реальными семьями, где есть достигнутые результаты. Много таких историй можно найти на сайте дизлайф |
Игры для детей с ТМНР
Игры (подвижные и малоподвижные) являются самой приемлемой формой занятий физическими упражнениями с этой категорией детей. Ребенок, включаясь в сюжет игры, становится ее непосредственным участником, веселится и радуется, забывая о своих дефектах. Бесконечное разнообразие движений, из которых состоит подвижная игра, оказывает всестороннее воздействие на психофизическое и эмоциональное состояние ребенка, что создает положительные предпосылки для коррекции.
Игра "Волшебный платочек"
На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину платка ладошкой вниз, все пальчики раздвинуты. На слова педагога «дружно пальчики сведите и платок в ладонь возьмите». Ребенок сдвигает пальцы, захватывает платок между пальцами. То же самое проделывается другой рукой.
Игра «Змейка»
Руки, согнутые в локтях стоят на столе. На слова педагога «змейка быстрая ползет, поиграть ребят зовет» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцем, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползет справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцем и т.д. Направление движения «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранена.
Игра «Комочек»
Платочек в развернутом виде лежит на столе. Ладонь руки кладется на угол платка. На слова педагога «комкать, комкать, комкать, мять, наши ручки не унять» – ребенок начинает комкать платок так, чтобы он весь оказался в кулаке.
Игра "Ловкие ручки"
Возьмите в руки губку и такую же дайте ребенку читая стишок, показывайте, что вы делаете: «Эта ручка — правая» (сожмите губку правой рукой), «Эта ручка — левая» (переложите губку в левую руку и сожмите), «Я на губку нажимаю» (перекладывайте губку из руки в руку, сжимая ее), «Я зарядку делаю». Предложите ребенку самому повторить ваши действия. Если он ошибется, поправьте.
Игра "Кулак и ладонь"
В этой малоподвижной игре можно участвовать в положении сидя или лежа. Для начала всем участникам необходимо сжать левую ручку в кулак и развернуть его к правой, пальцы которой должны в вытянутом состоянии упереться в него. Потом, наоборот, кисть правой руки сжимается в кулак, а пальчики левой в вытянутом состоянии касаются его. Это упражнение нужно проделывать быстро и четко. Таким образом очень хорошо разрабатываются суставы.
Игра "Прокати мяч с горки"
Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по наклонной плоскости. При этом, один участник должен бросать его сверху, а другой – ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность суставов.
Игра "Чья машинка быстрее?"
Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых привязаны веревочки. К ним прикреплены машинки на колесах. Эти предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры. Победителем объявляется тот, чья машинка быстрее докатится до хозяина. Для этого нужно наматывать веревку на палочку.
Игра «Кто быстрей»
К двум круглым палочкам привязывают концы шестиметрового шнура. В середине прикрепляют цветную ленту. Одну палку держит первый игрок, другую — второй. По сигналу оба начинают наматывать шнур на свою палочку. Побеждает тот, кто первым накрутит его до середины.
Игра «Сбей кеглю»
Перед каждым участником на расстоянии 2—3 метров стоят предметы: кегли, кубики, игрушки. Необходимо сбить предмет, прокатив мяч по полу. Выигрывает тот, кто сбил предметы большее число раз.
Игра «Продвинь дальше»
Играют по два участника. Перед каждым из них на расстоянии одного метра стоит небольшой кубик. Необходимо прокатить мяч к кубику так, чтобы тот продвинулся вперед. Игрокам дастся пять попыток. У кого кубик в конце игры будет продвинут дальше, тот и победил.
Игра «Горячий мяч»
Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем, который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.
Игра «Веселый мяч»
Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении
Игра «Запрещенное движение»
Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «запрещенное движение», так, например, мяч в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры те, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.
Сенсомоторное развитие детей с множественными нарушениями
физического и (или) психофизического развития
Сенсомоторное развитие ребенка – это развитие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве , а также запахе, вкусе и так далее, с использованием двигательного анализатора.
Познание ребенком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с восприятия и ощущения в целом предметов и явлений окружающего мира. Познавательное развитие детей с множественными нарушениями развития (далее по тексту ТМНР) значительно отстает от развития здоровых детей. Дети с ТМНР не проявляют интереса к окружающему миру. Данная категория детей обладает меньшими по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками, возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающего мира информацию. Это обусловлено особенностями протекания нейрофизиологических процессов в коре головного мозга и проявляется во всех сферах психического развития – внимании, памяти, мышлении речи, но особенно резко в познавательной.
Дети с ТМНР обладают потенциальными способностями к накоплению сенсорного опыта, но вследствие инертности психических процессов сформировать целостное восприятие предметов и явлений окружающей среды для них проблематично и является очень продолжительным процессом. Без специального обучения такие дети не овладевают поисковыми способами ориентировки, они действуют, не учитывая свойств предмета, не переносят знания и опыт на новые предметы и в новую ситуацию. Дети манипулируют предметами хаотично, не отбрасывая ненужные варианты, не выделяя существенные признаки предмета. Поэтому коррекционная работа по развитию детей с ТМНР проводится во всех видах детской деятельности: в быту, жизненных ситуациях, в играх, в предметно-практической деятельности, рисованию, лепке, ручному труду и т.д.. Для обогащения и развития сенсорного опыта детей с ТМНР очень важно использовать разнообразные виды игр: предметные, дидактические, строительно-конструктивные, подвижные. Можно применять на практике всевозможные дидактические занятия и упражнения: « Открой и закрой коробочку», «Разложи фасолинки по ячейкам», «Сортируем предметы по цвету, форме размеру», «Делаем салат из овощей и фруктов», «Собираем пирамидку», «Заверни матрешку в фольгу», «Чудесные дощечки (холодные-теплые, шероховатые-гладкие),», «Шнуровки». «Вкладыши»; игры с водой – «Водолей», «Ловись рыбка», « Волшебная губка». « Не пролей», « Фонтан», «Цветная водичка « и т.д. Развитие сенсомоторной сферы тесно переплетается с развитием других форм психической деятельности, служит базой для формирования мышления и речи, поэтому необходимо обогащать и накапливать чувственный опыт детей, учить их быть внимательным к тому, что их окружает, заинтересовывать и придумывать для них мотивацию.
В любом обществе существует немалое количество людей, чьи возможности в реализации независимого образа жизни ограничены. Среди них – лица с множественными нарушениями физического и (или) психофизического развития (далее по тексту ТМНР).
Возникновение ТМНР обуславливается наличием органических поражений центральной нервной системы, генетических аномалий, нарушениями обмена веществ, нейродегенеративными заболеваниями и т.д.
Выявляется значительная неоднородность группы детей с ТМНР по количеству, характеру, выраженности различных первичных и последующих нарушений в развитии, специфики их сочетаний. В неё включены лица с тяжелой или глубокой интеллектуальной недостаточностью; лица имеющие нарушения развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью; лица у которых сочетаются различные сенсорные нарушения или имеется сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата с сенсорными или интеллектуальными расстройствами и др. Таким образом, дети с ТМНР представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим ребенку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размер поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. Но их объединяет общая характеристика – многофункциональный характер нарушения развития. У детей с ТМНР страдает интеллект, сенсорная сфера, речь и коммуникация, общая и мелкая моторика, саморегуляция поведения и деятельности. Это определяет невозможность освоения академических (школьных) знаний даже на уровне начального образования, а также значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми.
Дети с ТМНР до середины 1990-х считались «необучаемыми». Они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где вся помощь сводилась к содержанию и уходу.
В последние годы в Беларуси наблюдается стремление специалистов, родителей и общественных организаций объединить усилия в защиту прав лиц с ТМНР на достойную жизнь на принципах гуманистических ценностей. Благодаря изменениям государственной политики Республики Беларусь в сфере специального образования в настоящий момент дети с ТМНР имеют право на обучение и воспитание, а также получение коррекционно-развивающей помощи в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, начиная с младенческого возраста и на протяжении всей жизни. К учреждениям, обеспечивающим получение этой категории лиц специального образования, относятся Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
Понятие о тяжелом и (или) множественном нарушении развития.
«Тяжелые физические и (или) психические нарушения выраженные в такой степени, что получения образования в соответствии с образовательными стандартами (в том числе специальными) является недоступным и возможности обучения ограничиваются получением основ знаний об окружающем мире, приобретением навыков самообслуживания, получением элементарной профессиональной подготовки (Закон Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специального образования). Глава 1., П.1.6.).
Так что же понимают под термином «множественные нарушения развития»?
К множественным нарушениям развития относятся сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребенка. Например: сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушения речи.
В качеств6е синонимов термина «множественные нарушения развития» в литературе могут быть использованы и другие термины, равнозначные ему: «сложный дефект (нарушение)», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения» и все более утверждающийся последнее время – «сложная структура нарушений».
Каждое из выявленных в сочетании нарушений оказывает многообразное воздействие на все другие, что приводит их к взаимному усилению. Вследствие этого отрицательные последствия этих дисфункций оказываются качественно и количественно грубее по сравнению с простой единицей отдельных нарушений.
В зависимости от структуры нарушения дети с множественными нарушениями развития разделены на три основные группы.
Первая группа - дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития, слепоглухие дети, умственно отсталые, глухие дети, слабослышащие с задержкой психического развития (первичной).
Вторая группа – дети, имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующие ему другие нарушения, выраженные в слабой степени, но заметно отягощающие ход развития: умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха. В таких случаях говорят об «осложненном» дефекте.
Третья группа – дети с так называемыми множественными нарушениями, когда имеется три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: умственно отсталые слабовидящие глухие дети
Воспитатель специальной дошкольной группы
ГУО «ЦКРОиР Брестского района»
Смаль И.Д.