РКП

МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ПОДРАЖАНИЯ, АКТИВИЗАЦИИ ЛЕКСИКОНА, СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ

19.02.2024

Используются детские стихотворения, потешки для совершенствования подражания, активизации простых слов в лексиконе, формирования слоговой структуры. Лучше заучивать с детьми подобный речевой материал, сочетая произнесение с движениями. Основной текст произносит взрослый, ребенка стимулируют к произнесению звукоподражаний, звуковых жестов и простых слов.

  1. Ой, как живот болит! Ой, ой, как меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем, Том и Тим.
  2. Поезд мчится и грохочет, тук-тук-тук (2 раза); Машинист во всю хлопочет, чух-чух-чух (2 раза). Поезд мчится под горой, тук-тук-тук (2 раза); Для детей вагон второй, чух-чух-чух (2 раза). Поезд мчится вдоль полей, тук-тук- тук (2 раза); Эй, цветы водой полей, чух-чух-чух (2 раза).

Поезд мчится темным лесом, тук-тук-тук (2 раза).

В гости едет к нам профессор, чух-чух-чух (2 раза).

  1. Гуси! Гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да!
  2. Би-би-би, — гудит машина. Не поеду без бензина!
  3. Ква-ква-ква, кричит лягушка. Ку-ку-ку, кричит ку-кушка.
  4. Белые гуси вышли на луга. Закричали гуси: «Га-га- га!».
  5. Цып-цып-цып, цыплятки. Есть водица в кадке.
  6. Динь-дон! Динь-дон! В переулке ходит слон. Старый, серый, сонный слон. Динь-дон! Динь-дон!
  7. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток!
  8. Дон-дон! Дон-дон! Загорелся кошкин дом!
  9. Ахи-ахи-ахи-ох! Маша сеяла горох!
  10. Я хомячок (ням-ням),

Я ем зерно (ням-ням),

Живу я там (ням-ням),

Где есть оно (ням-ням).

  1. Тили-тили-тили-тили! Три козы траву косили!
  2. Мяу-мяу, кот пищит. У него живот болит (ребенок поглаживает живот).
  3. К нам домой пришла лягушка, / разбросала все игрушки, / Оглядела кавардак, и сказала тихо: «Ква...»
  4. Ежик ножками туп-туп! Ежик глазками луп-луп! Слышит ежик — всюду тишь. Чу, скребется в листьях мышь!

Слушая стихотворные тексты с повторяющимися элементами, ребенок может начать повторять их.

Во время прыжков на гимнастическом мяче можно проговаривать.

 

Шел старик дорогую, дорогую, дорогую,

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую,

Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

А коза бодается, бодается, бодается,

А старик ругается, ругается, ругается.

 

Во время купания в море можно подпрыгивать вместе с ребенком, произнося текст.

 

Кошка шла, шла, шла,

Рыбку нашла,

Села, поела

И дальше пошла.

Маша шла, шла, шла,

Сушку нашла,

Села, поела

И дальше пошла.

 

Совместное с ребенком чтение стишков, где ребенку нужно закончить последнее слово «в рифму» стимулирует ребенка к произнесению всего последнего слова или конечного слога. Необходимо читать стишки с высокой степенью экспрессии. Подсказывая ребенку слова, которые ему нужно произнести, можно показывать ему картинки.

  1. Не послушал зайка папу, отдавили зайке …(лапу).
  2. Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче... (лампу).
  3. Где весною было пусто, летом выросла…(капуста).
  4. Эй, давай играть в футбол! Забивай в ворота ...(гол)!
  5. Доски на гору везем, будем строить новый ...(дом).
  6. Мишка плачет и ревет: просит пчел, чтоб дали ... (мед).
свернуть

Игрушки из фетра

04.04.2023

Почему фетр?

Первое, это то, что игры из фетра ввиду их экологичности можно использовать практически с рождения, так как этот материал нетоксичый и гипоаллергенный. Фетр (от франц. feutre - войлок) - особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия, особенно – для начинающих. Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.

 Игрушки от 0-1

 

Благодаря таким предметам и узорам у малыша развивается острота зрения, светоощущение, он учится фокусировать взгляд на предметах и следить за ними, тянется ручками к изображениям, что также помогает ему правильно держать головку. А еще такие черно-белые картинки оказывают успокаивающее действие.

 

Мобиль, погремушки из фетра:

Учит фокусировать взгляд
Тренирует зрение,
концентрацию и внимание (обучает воспринимать форму, цвет и величину объекта)
Помогает узнавать, различать и следить за предметом
вызывает положительные эмоции и успокаивает малыша
 
Игрушки от 1 до 5 лет

Времена года, развитие моторики

Еда, продукты

Сортировка, сад, огород

Геометрические фигуры

Изучаем цвета, развиваем моторику

Игрушки и пособия

 
свернуть

Упражнения для запуска речи

20.03.2023

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ

В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.

Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.

Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.

Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха

  • Дуем на кусочки бумажной салфетки, ваты, через трубочку в воду — пускаем пузыри
  • Задуваем свечки — конечно, под строгим контролем взрослых
  • Делаем пособия на ниточках – бумажные бабочки, тучки, снежинки, и дуем на них
  • Пускаем кораблики с бумажными парусами из пластиковых стаканчиков в миску с водой и дуем в паруса
  • Показываем «ветерок» — дуем друг на друга
  • Сдуваем с поверхности пёрышки, шарики для пинг-понга
  • Дуем через трубочку в бутылку, накрытую крышкой с шариками пенопласта.

Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата

  1. Игры с различными звуками: цокаем как лошадка, сопим как ёжик, чмокаем – целуемся
  2. Развиваем артикуляционные мышцы:
    • Надуваем пузырь щечками, лопаем ладошками
    • Показываем язычок – дразнимся/ язычок выглянул из ротика и спрятался обратно
    • Показываем зубы – «Укого есть зубки?!»
    • «Лакаем молоко» как кошка.
  1. Звукоподражание с повторами — полезно делать в разных темпах:

Как машина гудит? Би-би-би! Как коровка мычит? Му-му-му! Как барабанчик стучит? Та-та-та! Как мама песенку поет? Ля-ля-ля! Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!

Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи

Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.

  1. Игры с использованием детских музыкальных инструментов, где звуки дублируются словом:

Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан) Ля-ля-ля! (Металлофон) Динь-динь! (Колокольчик) Как-кап-кап ! (Треугольник) Бум-бум-бум! (Бубен)

  1. Песенки- звукоподражания «У бабушки Натальи было 7 утят», «Гуси-гуси», «Есть у нас лошадка Игогошка», «Ква-ква, так говорит лягушка».
  2. Песенные артикуляционные разминки Е.Железновой «А мы скажем вместе с мамой», «Ну-ка повторяйте».
  3. Простукивание на бубне простых слов и имен.
  4. Игры с последовательной передачей по кругу музыкальных инструментов «НА!» «ДАЙ!».
  5. Танцы с простейшими словами, дублирующими движения:
  • Топ-топ;
  • Хлоп-хлоп;
  • Прыг-прыг;
  • Бип-бип (Нажимаем на носик)
  • Туда-сюда (Повороты корпуса)
  • Вверх-вниз (Ручки с бубенцами или султанчиками)

Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь

  1. Прятки игрушек под платочком
  2. ДАЙ! (По инструкции педагога ребенок дает игрушку заданного цвета, формы или размера)
  3. ПОКАЖИ! (Педагог знакомит с новым понятием, показав его на картинке, затем дети по инструкции педагога ищут продемонстрированный предмет у себя на раздаточных листах и показывают пальчиком или накрывают ладошкой)
  4. Сортировка по цвету, форме или размеру (Например, Мишке собираем красные шарики, а Зайчику желтые).
  5. Ищем в сенсорном тазике спрятанные фигурки (животных, игрушки, посуду, кумушки разных цветов) — ребенок находит, взрослый называет.

Пальчиковый массаж и пальчиковые игры

Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»

В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.

Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.

К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.

Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.

Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.

Игры на развитие слухового восприятия

Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.

Игры на развитие слухового восприятия:

  • Угадай, что звучит.
  • Жмурки
  • В какой руке звучало
  • Быстро-медленно
  • Громко-тихо
  • Справа-слева (после 2 лет)
  • Если звучит бубен прыгаем, если треугольник, хлопаем в ладоши (как пример)

Вкусные игры

  • Облизываем губки – варенье, мед
  • Высовываем язычок – возьми ягодку, конфетку, и убираем в рот на язычке ягодку/конфетку
  • Облизываем чупа-чупс или петушок на палочке – тянемся к нему язычком вверх, вниз, вправо, влево
  • Макаем кончик язычка в сахар или декоративную сладкую обсыпку и пробуем по заданию донести на язычке до рта, внутренней стороны щечек, нёба
  • Катаем внутри рта вишенку или круглое драже
  • Тянем зубками мармеладных червячков, губками собираем червячка в ротик
  • Проводим язычком различные дорожки на подносе с сахарной пудрой
  • Вытаскиваем заранее воткнутые кусочки сладких палочек из яблока или апельсина.

Тренировка «осознанного моторного планирования»

Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.

У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.

Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.

Что необходимо для развития навыка моторного планирования?

  • Регулярность занятий
  • Новизна и проработка тех движений, которые еще не автоматизированы
  • Выполнение по инструкции заданий.

Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.

Например:

  • Сортировка, но не пальчиками, как привычно, а пинцетами, или ложками или другими предметами, помогающими осуществить захват
  • Использование двух рук сразу.
  • Использование НЕ ВЕДУЩЕЙ РУКИ для выполнения задания.
  • Работа по инструкции педагога или взрослого (сначала красная бусина потом желтая бусина ит.д.).
  • Двигательные упражнения по показу, а не заученные и выполненные много раз.
  • Замена привычных движений на новые и изменение темпа и ритма.
  • Любые задания с использованием новых инструментов, материалов, задач.

Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.

 

свернуть

Как помочь своему ребёнку

15.02.2023

Как помочь своему ребёнку

Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопедадефектолога, психолога.

Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.

Советы по стимулированию детской речи:

  • Сопровождайте своими комментариями все действия, касающиеся совместной деятельности с малышом, поясняйте функции отдельных предметов, рассказывайте о том, что интересное вы увидели на прогулке, из окна автобуса или автомобиля во время поездки. Пусть вы не получите пока отклика от ребёнка, но его пассивный словарь будет неуклонно пополняться.
  • Следите, чтобы ваша речь была эталоном, имела чёткое звучание и правильное произношение.
  • Читайте детскую литературу, побуждайте к повторению фраз и строчек из стихотворений, рассматривайте иллюстрации, поясняя то, что на них изображено.
  • Не оставляйте малыша один на один с телевизором или планшетом, смотрите мультфильмы и играйте в игры вместе, поясняя названия героев и действия персонажей.
  • Научите малыша собирать мозаику, нанизывать бусины на шнурок, делать постройки из кубиков, раскладывать крупы, горох, фасоль по тарелочкам, ведь развитие мелкой моторики активно стимулирует речевые зоны мозга.
  • Выучите несколько пальчиковых игр или потешек и играйте в них чаще, такое занятие тоже развивает речь и мелкую моторику.

Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Он должен выражать своё желание словами. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться со сверстниками, малыш постарается применить все имеющиеся у него способности.

Внимательное отношение к проблемам задержки речи трёхгодовалого ребёнка, своевременная диагностика нарушения, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.

свернуть

Признаки задержки развития речи в три года

15.02.2023

Признаки задержки развития речи в три года

Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов или произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.

Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:

  • Он имеет ограниченный лексикон, состоящий в основном из существительных, реже глаголов, звукоподражаний, лепетных слов.
  • Его разговоры похожи на речь иностранца, которого мало кто может понять.
  • При произношении звуков наблюдается большое количество замен, искажений звуков. Например, вместо звука [к], говорит звук [т] (кот — тот), когда он говорит, его язык находится между зубами;
  • малыш разговаривает фразами, состоящими из 1–2 слов, с большой неохотой повторяет слова или предложения за взрослыми, или не делает этого совсем.
  • не может выполнить простую просьбу, не откликается на своё имя, не знает сколько ему лет;

Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лица говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.

Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:

  • Моторная или сенсорная алалия;
  • Темповая задержка речи;
  • Общее недоразвитие речи (ОНР).

Каждая из этих патологий, несмотря на то что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедомдетским психологомдефектологом.

Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:

  • Хромосомные патологии, врождённые заболевания;
  • Наследственность, когда в одной семье у нескольких поколений наблюдается позднее начало речи;
  • Патологии беременности и родов;
  • Педагогическая запущенность – бывает не только в асоциальных семьях, где на детей не обращают внимания, но и там, где его безумно любят и стараются выполнять все его прихоти и желания;
  • Заболевания и травмы головного мозга в раннем возрасте.

Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.

свернуть

Норма развития речи в 3 года

15.02.2023

Норма развития речи в 3 года

Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.

Норма развития детской речи в 3 года:

  • Активный словарь (слова, употребляемые малышом) составляет от 250 до 1000;
  • Знает и называет сколько ему лет, мальчик он или девочка, своё имя, фамилию;
  • Начинает изменять (иногда с ошибками) слова в предложениях по родам, падежам и числам;
  • Предложения, произносимые трёхлетним, состоят не менее чем из 3 слов;
  • Малыш в состоянии выполнить многоступенчатую инструкцию типа «положи машинку в шкаф», «поставь конструктор на стол», «положи книги на тумбочку»;
  • В речи большое количество прилагательных, местоимений, наречий;
  • Понимает, что такое «один» и «много», пытаются считать предметы;
  • Некоторые дети проговаривают то, что они видят или делают, когда играют или занимаются чем-то в одиночестве;
  • С интересом слушает доступные его пониманию литературные произведения, рассматривает картинки в детских книжках, запоминает понравившиеся стихотворения и сказки и с удовольствием их рассказывает близким людям.

Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого.

Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.

Если в возрасте 3 лет наблюдается полное отсутствие речи, у ребёнка серьёзные проблемы — необходимо срочно посетить невролога!

свернуть

Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит

15.02.2023

Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.

Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак назревающей проблемы, которую необходимо срочно решить.

Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.

Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.

В период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно в три года для развития речи многое можно сделать.

 

свернуть

ранняя комплексная помощь для чего и кому

28.09.2021

Ранняя комплексная помощь  (РКП) – это система работы с детьми от 0 до 3 лет. Цель которой – создать условия для гармоничного развития ребенка с самого рождения.

Почему важна именно ранняя комплексная помощь ребенку? Потому что в период раннего детства идет закладка основы, на которой будет развиваться ваш ребенок.

И чем раньше будет выявлено нарушение в этой основе, чем раньше оно будет скорректировано, тем лучше будет прогноз развития ребенка в будущем.

В большинстве случаев, ранняя коррекция нарушения помогает вовсе избежать дальнейших нарушений в развитии.

Случаи, когда родителям нужно обратиться к специалистам за РКП:

  • Если у вас возникают сомнения в том, правильно ли развивается Ваш ребенок.
  • Если вы сомневаетесь, хорошо ли о слышит и видит.
  • Если он не научился тому, что умеют его сверстники.
  • Если он не играет с другими детьми.
  • Если вам сложно понять поведение ребенка.

Конечно, можно ждать, когда ребенок «перерастет», надеться на то, что симптомы – это просто его возрастные особенности. А можно пройти комплексное обследование и быть уверенным в том, что ребенок развивается в норме, или же в самом раннем возрасте обнаружить его особенности и вовремя помочь своему ребенку, избежав тяжелых последствий в будущем.

Чем раньше Вы, родители, поймете, как развивается Ваш малыш, начнете помогать ему ,если он испытывает трудности, тем легче ему будет преодолеть их.

 Наши специалисты – учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог – помогут вам выстроить систему воспитания Вашего ребенка, соответствующую его индивидуальным особенностям и потребностям.

Наши контакты. Телефон 510268. д. Клейниик, ул Центральная 17/1

Проезд автобусом №22, маршрутным такси №20, №220, №222

свернуть