Кабинет учителя-дефектолога

Речевая готовность ребенка к школе

14.02.2024

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей.  Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.

Речь занимает  чрезвычайно важное место в развитии ребенка. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух – и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов отмечается много детей с дефектами фонетической (произносительной) стороны речи.

Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематические процессы), как правило, заменяют и смешивают фонемы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих; звонких – глухих; твердых – мягких, р – л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (бочка – почка). Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и служит причиной появления вторичного дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).

У школьников наряду с нарушениями произношения звуков может наблюдаться недоразвитие фонематических процессов и лексико-грамматических средств языка (общее недоразвитие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.

   У огромного большинства детей, поступивших в школу, очень маленький словарный запас. Часто родителям некогда разговаривать со своим ребёнком. В результате дети не знают элементарных понятий, обобщающих слов,  им очень сложно объяснить слова, имеющие «нематериальное» значение: совесть, искренность, честность. При описании предметов дети используют только понятия о размере и цвете («арбуз большой, а яйцо маленькое, белое»). Подбор слов с противоположным значением сводится к элементарному «большой – небольшой; тонкий – нетонкий.

         Грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь дает возможность речевого общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать во­просы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.

        

       Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:

  1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2.Сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать и различать звуки;

  1. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение слышать и выделять первый и последний звук в слове и т.д.
  2. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
  3. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
  4. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного. 7. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?       

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:  

  1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

  2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Очевидно, что помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок  добился в жизни успеха, состоялся как личность и чувствовал себя свободно всегда и во всем – тогда учите его говорить. А взрослым следует не критиковать несовершенную речь, а умело и вовремя помочь ребенку. Ведь чистое произношение, лексическое богатство, грамматически правильная и логически связная речь – заслуга, прежде всего семейного воспитания.

  Дорогие родители! Нельзя оправдывать свое халатное отношение к будущему вашего ребенка занятостью и недостатком времени. У вас есть в запасе время до поступления вашего ребенка в школу. Воспользуйтесь этим временем с пользой!

 

свернуть

 О сенсорной интеграции

28.12.2022

 

 О сенсорной интеграции

Сенсорная интеграция – это процесс координации сигналов, поступающих в мозг от органов чувств, обеспечивающий адаптацию и продуктивное взаимодействие человека со средой, в которой он находится.

Часто родители спрашивают, что такое сенсорная интеграция. Если ответить простым языком, максимально понятно, то сенсорика – это наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Сенсорная интеграция – это умение складывать воедино сигналы органов чувств. На первый взгляд кажется, что это не так уж и важно. Но … Попробуйте с завязанными глазами и закрытыми ушами войти в незнакомую комнату и попытаться в ней двигаться. Придется сильно напрячься, чтобы не разбить себе лоб. А если в таких условиях попросить приготовить несложное блюдо или научиться чему-то? Легко ли будет? А если в добавок еще и назовут ленивым, глупым, неловким.

Нарушение сенсорной интеграции – это нарушение обработки сенсорной информации. За этим диагнозом часто скрывается отклонение, которое обычно не видят и не диагностируют, списывая его проявления н капризы ребенка. Ребенок закрывает уши руками в шумном месте, не любит шерстяной свитер и ярлычки на одежде до истерики, боится ходить по ступенькам, не ездит на велосипеде, а в классе отвлекается на любой шум? Часто можно услышать, что вы избаловали своего ребенка, строже надо воспитывать! Но на самом деле эти дети живут в мире, который не ощущают в полной мере. Сигналы от сенсорных анализаторов поступают (если нет поломки на этом этапе), но мозг по какой-то причине не может адекватно обработать эту информацию и выдать адекватный моторный ответ. Ваш ребенок не ленивый, не глупый. Он действительно не может быть другим, пока тело и мозг не «подружатся».

Нарушение сенсорной интеграции – это состояние, при котором сигналы, поступающие от разных органов чувств, не переводятся в соответствующий ответ, не организуются в адекватную поведенческую реакцию. Задача сенсорной интеграции – научить мозг ребенка адекватно обрабатывать информацию, поступающую от органов чувств.

Признаки нарушения сенсорной интеграции:

  • Нарушение обработки слуховой информации: дети боятся громких звуков, не переносят некоторые виды музыки (или музыку вообще), тембры голоса, мамино пение, часто закрывают уши руками или голову подушкой, или наоборот, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы, растеряны в таких местах

 

  • Нарушение обработки зрительной информации: ребенок не любит ходить по ступенькам, перешагивать через препятствия, смотреть в глаза, предпочитает полумрак, капризничает при ярком свете, напрягается, рассматривая окружающие предметы.
  • Нарушение тактильного восприятия: не любят дети играть с пластилином, песком, красками, боятся испачкаться клеем или грязью, избегают прикосновений к себе, резко реагируют на некоторые ткани из одежды, постельного белья, определенные конструкции одежда, например, водолазки, свитера с горлом, не терпят ходьбы босиком. Может отмечаться снижение болевой и температурной чувствительности.

 

  • Моторные, вестибулярные дисфункции: ребенок может отличаться неуклюжестью, неловкостью движений, избегать спортивных площадок, горок, игр с мячом, никак не осваивает катание на велосипеде, не залезает по перекладинам, плохо прыгает, пробует разные типы движений и пытается держаться, хвататься за все, т.к. чувствует себя неустойчиво. У детей отмечается сложность концентрации внимания, особенно если окружающая среда насыщена раздражителями, к которым они особенно чувствительны. Дети склонны сменять игры, интересы, виды деятельности, активности очень быстро, в то же время отличаются тревожностью, присутствуют аффекты – избыточные эмоциональные реакции (резкие капризы, истерики, плач, частый смех, агрессивное поведение и т.п.).

 

Родители, конечно, лучше всего знают своего ребенка, но они в первую очередь могут преувеличивать или, наоборот, недооценивать проблему.

Что на самом деле происходит с излишне или недостаточно чувствительными детьми (и взрослыми) и поддается ли это «воспитанию), на эти вопросы может ответить специалист, работающий с теорией сенсорной интеграции.М

свернуть

Визуальное расписание как средство альтернативной коммуникации

13.09.2022

Визуальное расписание как средство альтернативной коммуникации

Для некоторых детей с особенностями психофизического развития затруднен контакт с окружающими их людьми. Поэтому одна из важнейших задач в работе с данной категорией детей состоит в обучении их доступной системе коммуникации для дальнейшей социализации в общество. 

В мировой практике успешно используется дополнительная и альтернативная коммуникация.

Одним из наиболее эффективных средств  альтернативной коммуникации является визуальное расписание. Визуальное – значит относящееся к непосредственному зрительному восприятию. Визуальное расписание - это своеобразный детский ежедневник. Оно позволяет наглядно выстроить распорядок дня или последовательность заданий, которые необходимо выполнить ребенку, учит переходить от одного задания к другому, помогает самостоятельно структурировать свою деятельность.

Как правило, визуальное расписание применяется для детей с аутизмом, но стоит заметить, что оно подойдет и для детей с ЗПР, и для нормотипичных детей.

Визуальное расписание бывает нескольких видов:

  1. Расписание из предметов
  2. Расписание из рисунков или фотографий
  3. Письменное расписание

Как сделать визуальное расписание для ребенка?

Прежде всего необходимо для себя определить конечную цель обучения: используя визуальное расписание, ребенок сможет самостоятельно осуществлять необходимую деятельность без словесных комментариев и дополнительных подсказок взрослых.

Шаги по созданию визуального расписания

  1. Определите формат расписания

Расписание из предметов 

Такое расписание наиболее уместно для детей с очень низкими речевыми навыками. На начальной стадии достаточно перед очередным заданием просто давать ребёнку определённый предмет, который он будет использовать. Предмет должен быть небольшого размера, а также должен символизировать определенное событие, действие.

Например:

  • Умываться- зубная паста, щетка
  • Играть на улице – ведерко с совком.
  • Рисование - карандаш.
  • Обед - ложка.
  • Игры - машинка, кубик или кукла.

На последующих этапах можно выставлять символизирующие предметы в ряд или сделать для них небольшую полочку.

 

Ребенок из первой ячейки слева берёт предмет, который будет использовать во время занятия, и выполняет задание. Возвращать предмет можно по-разному: можно отработанные предметы класть в пустой контейнер для завершенных дел. Обучающийся берёт предметы по порядку и выполняет соответствующие задания.

Расписание из рисунков или фотографий

Этот вид расписания подойдет, если ваш ребенок правильно соотносит предметы и их изображения. Прежде чем его вводить, сфотографируйте небольшие по размеру предметы и регулярно сортируйте их. Ребенок должен безошибочно соотносить предмет с фотографией.

Рисунки или фотографии, отображающие последовательность событий, можно крепить в вертикальный либо горизонтальный ряд на ленте липучке или при помощи магнитов в специально отведенном месте.

Расписание с рисунками или фотографиями может выглядеть следующим образом:

 

 

Сверху крепятся рисунки или фотографии, используемые в расписании. Снизу расположена лента с расписанием. На полосе посередине — 2 рисунка: «телевизор» и «ноутбук». В расписании введена карточка «перемена». Ребенку нравится смотреть мультфильмы и, когда наступает перемена, он крепит эту карточку на полосе, а вместо нее на нижнюю полоску вешает рисунок или фотографию «телевизора» или» ноутбука».                                                                          

Справа висит пластиковая коробка, в которую ребенок кладет рисунки или фотографии с выполненными заданиями.

 Сам процесс происходит следующим образом: ребенок подходит к расписанию, смотрит, что изображено на первой карточке-рисунке, снимает ее и идет выполнять задание.

Также можно использовать небольшую папку формата А5 с файлами или тонкий альбом для фотографий. На каждой странице альбома размещается картинка-символ задания, которое ребенку нужно выполнить.

 

 

При этом, даже вводя изначально короткие расписания, в дальнейшем вы можете постепенно усложнять задачу и добавлять новые пункты.

Письменные расписания 

Эти расписания лучше всего подходят для тех, кто хорошо читает. Если ваш ребенок только учится читать, то вы можете попробовать расписание на основе изображений с добавленными к ним словами.

 

 

 

 

 

 

Вы можете сделать парные карточки со словами. Либо вы можете просто составить список занятий и событий, чтобы ваш ребенок вычеркивал по очереди те пункты, которые он уже выполнил.

Как начать вводить расписание?

Начать обучать ребенка использовать визуальное расписание стоит с планшета «сначала (сейчас) – потом», который можно сделать из твердой папки, фанеры, пластиковой доски и т.д. и наклеить на него следующую картинку:

 

 

На пустые клеточки приклейте липучку и вторую часть липучки приклейте с обратной стороны карточек. Покажите ребенку планшет со словами: сначала будем заниматься, потом – есть печенье (называйте свои варианты). После проведенного занятия, снова дайте ребенку планшет со словами: «я позанимался, теперь буду есть печенье.

 

 

Планшет поможет научиться следовать инструкциям. Ребенок будет видеть, что сразу за выполнением инструкции следует поощрение. Освоив "сначала - потом" и постепенно вводя в качестве поощрения социальную похвалу, можно переходить к более сложным визуальным конструкциям, например, осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно: приём пищи, самостоятельное одевание - раздевание, поход на прогулку, навык самостоятельной игры и др.

  1. Определите длину расписания

Оптимальный формат визуального расписания должен быть самым простым, с которым ваш ребенок точно справиться в любом состоянии.

Длина должна зависеть от потребностей и возможностей вашего ребенка. Некоторые способны пользоваться расписанием, составленным на весь день, в то время как другие будут испытывать перегрузку от слишком большого объема информации и им нужно видеть лишь один или два символа предстоящих событий. Вы можете предположить, какое количество пунктов будет оптимальным для вашего ребенка, а потом модифицировать его по необходимости.

  1. Учите пользоваться расписанием

Вам придется учить своего ребенка пользоваться визуальным расписанием. Для обучения вы будете вкладывать предмет или картинку в руку ребенка и мягко физически подсказывать ему (стоя сзади), что нужно пойти в обозначенное место. Очень важно никогда не стоять перед ребенком, когда вы ведете его в нужное место, так как иначе вы будете побуждать его полагаться на вас, а не смотреть на расписание.

  1. Отслеживайте, что делает ваш ребенок

Как только ваш ребенок начнет использовать свое расписание, отмечайте, начал ли он пользоваться им самостоятельно. Можно считать, что ваш ребенок перешел к независимому использованию расписания, если он самостоятельно отправляется к расписанию, когда вы даете ему визуальную подсказку «проверь расписание», а затем использует следующий пункт расписания, чтобы самостоятельно приступить к следующему занятию.

  1. Вносите изменения в расписание по необходимости

Если вы учите расписание в течение пары недель, но не замечаете никакого прогресса в независимости ребенка, то это признак того, что вам нужно модифицировать расписание. Например, вы можете уменьшить количество пунктов или заменить изображения на предметы.

Избегайте соблазна полностью отказаться от расписания. Люди с аутизмом с большой вероятностью регрессируют обратно к чрезмерной зависимости или потере навыков, если вы попытаетесь уменьшить поддержку расписанием. Однако для большинства людей формат расписания надо будет менять по мере развития у них новых навыков.

Где разместить расписание? Расписание из предметов лучше расположить на специальной полочке с ячейками. Расписание с картинками –

повесить на свободной стене. Папку или тетрадь с

расписанием нужно хранить в строго определенном месте, чтобы ребёнок четко знал, где она находится. Также важно, чтобы рядом не было ничего, что может отвлечь ребенка.

Визуальные расписания имеют много преимуществ. Ученые высказывают предположение, что визуальные расписания важнее использовать дома, чем в образовательных учреждениях. Время, которое вы потратите на изготовление визуального расписания, не только сэкономит вам время в будущем, но и будет способствовать развитию навыков вашего ребенка, его независимости, при этом уменьшит тревожность и проблемные виды поведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Рекомендации для родителей «Играем летом»

22.06.2022

Рекомендации для родителей

«Играем летом»

 

Артикуляционная гимнастика.

Мобильное приложение «Артикуляционная гимнастика для детей и взрослых» и др. из Google Play

Ютуб по запросу «артикуляционная гимнастика»

Развитие мелкой моторики.

Активизация речевой зоны в коре головного мозга стимулируется за счет развития мелкой моторики.  В этом блоке мы уделим внимание массажу пальчиков, будем творить пальчиковые театры, лепить, рисовать красками, собирать мозаику, отрабатывать щипцовый захват и много всего интересного. Ребенок может делать это на улице, в ванной или дома вместе с родителями.

  • Бумага

Нарезать цветную бумагу (лучше двустороннюю) на полоски.

Показать ребёнку, что её можно бросать.

Подкидывать вверх.

Лексика: «ух ты!», «ура!», «полетела!», «лети!», «кидай!».

Эмоционально, утрированно.

 

  • Жми!

Используем любой пластичный материал: пластилин, тесто для лепки и т.п.

А также: мялки, сквиши.

Лексика – «Жми!».

Лепим, катаем в руках, жмём.

Учитываем сенсорные предпочтения и особенности малыша.

Песочек

Используем кинетический или обычный песок. Насыпаем в любую ёмкость.

Прячем под песком любые предметы, картинки. Начинаем поиски.

«Ищи!».

«Ищу!».

Можно ручками, можно использовать дополнительные инструменты.

 

  • Жми! (нарушение обработки тактильной информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (любых подходящих) звуков. Пусть это будут звуки пузырьков, сжимания газеты, порванной бумаги.

Необходимо подготовить: сквиши, пластилин, тесто для лепки, аккумуляторы холода, любые сыпучие в контейнерах (орехи, макароны, рис), массажные мячики-ёжики, эспандеры и т.п.

Раскладываем перед ребёнком разные предметы. Даём инструкцию – «Жми!». Показываем, на что можно нажать. Показываем, что можно сжимать. Вместе приклеиваем крупы на тесто. Прижимаем крупы к пластилину. Жмём ногами на аккумуляторы.

При этом можно включить необходимые звуки на любом носителе или имитировать их самостоятельно.

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

На первоначальном этапе не следует требовать от ребёнка дифференциацию этих неречевых шумов, моментальное произнесение. Достаточно слушать и воспринимать их.

 

 

Развитие общей моторики или по-модному - занятия для мозжечковой стимуляции.

В этот блок будут включены веселые подвижные игры, которые детки очень, очень любят. Бегалки, прыгалки, лазалки - тут мы будем делать тело маневренным подвижным и ловким, а значит будем делать таким же мозг, что позволит ребенку быстрее заговорить, так как движение это речь!

  • Повторялки

Ребёнку необходимо включиться в деятельность через подражание.

Не настаиваем.

Не «пристаём».

Выполняем элементарные действия (складывание игрушек, приклеивание наклеек или картинок на липучках и т.д.).

Скрытая мотивация и побуждение ребёнка к действиям.

 

  • Через маму

Скрытое воздействие на ребёнка через родителя.

Вступаем в любую коммуникацию с мамой. Выполняем элементарные совместные действия: передаём мяч друг другу, раскладываем сырые макароны по мискам, употребляем простую и понятную лексику (на, бери, вот, дай и т.п.), катаем машинки.

Прятки

Понадобятся игрушки.

А также: коробка, пакет, контейнер.

Прячем животных в разные ёмкости.

Создаём проблематичную ситуацию, что потерялись или спрятались все игрушки. Где они? Надо найти. Начинаем находить.

Скрытая мотивация и побуждение ребёнка к действиям.

 

  • Ух ты! Ищи! (нарушение обработки тактильной информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (или любых подходящих) звуков. Например, сыплем крупную белую фасоль в пластиковый контейнер. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне, рассматривание ярких/спокойных иллюстраций, узоров, иллюзий, смешиванием красок, рисованием пальчиками, лопание пупырок или поп-ита, погружаем ручки в сенсорную коробку.

Необходимо подготовить: одеяло/простынь/подушку, большой контейнер с не очень мелкой крупой (пусть это будет окрашенная фасоль в разные цвета), картинки животных (цыпа, киса, тяпа, утя, беша, миша, зая), большое количество разноцветных перьев в другом контейнере.

Сначала погружаем голые ножки (стопы) в контейнер с фасолью. Вместе с ребёнком понимаем, что там спрятана ЧАСТЬ картинки - «Ух ты! Смотри, там кто-то есть! Спрятались! Ищи!». Ножки убираем, погружаем руки и находим картинки. Называем (педагог или ребёнок, или педагог совместно с ребёнком) или называем звукоподражания (беее, мяу, ав и т.п.).

После этого быстро сменяем тактильны ощущения с достаточно тяжелой и зыбкой фасоли на мягкие и лёгкие перья. Находим вторую часть картинок там. Проделываем все те же манипуляции с называем животных или звукоподражаний.

В конце занятия укрываем ребёнка тяжёлым одеялом или укладываем подушку, или даём щупать подушку. Делаем эмоциональную разрядку.

  • Бутерброд (нарушение обработки проприоцептивной информации)

Организовываем и включаем ребёнка с помощью игры с перьями. Даём инструкцию - «Дуй!».

Ребёнок сдувает с руки/стола перья разного цвета. «Дуй на перо! Дуй на красное перо!» и т.п.

Необходимо также подготовить подушки, фотографии ребёнка. Одновременно будем отрабатывать собственное «Я» у ребёнка и указательный жест.

Между двумя подушками «прячем», «зажимаем» ребёнка. После этого делаем удивление на лице и говорим – «а где же Катя? Ааааа, вот Катя. Где Катя? Вот!» (показываем на фото, пальчиком ребёнок показывает на себя, помогаем при необходимости).

  • Море волнуется… (нарушение обработки проприоцептивной информации)

Организовываем ребёнка с помощью звуков моря, видео моря, контейнера с водой. Можно использовать игрушку лодочки, кораблика и запускать его на воде. Если вы это делаете на берегу моря, реки – вообще отлично.

Необходимо также подготовить одеяло или гамак (или даже сухой бассейн подойдёт).

Необходимо уложить ребенка на простыни и раскачивать его. При этом произносить текст, усиливая звук к кульминации: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три (пауза)…Ваня к нам приплыви! Буль, буль, буль…» и активно встряхивать ребенка в простыне. А затем аккуратно опускать на мат или ковер (сначала опускаются ноги). В сухом бассейне можно забрасывать (легко) ребёнка шариками.

Такая игра позволяет ребенку не только почувствовать свое тело в непривычном положении, но и четко ощущать временной интервал воздействия за счет размеренного постоянного текста и выделения голосом кульминации упражнения.

  • Разные игры (нарушение обработки информации от вестибулярного аппарата)

Вестибулярные движения могут взбодрить малыша или наоборот успокоить. В любом случае, такая стимуляция необходима и должна быть частью терапии. Ниже несколько предложения для получения ребенком подобного опыта:  крытые батуты;  водные трамплины (бассейн);  качели;  раскачивающиеся игрушки;  самокаты;  скейты;  ролики;  шведская стенка;  большие терапевтические мячи;

Качание. Поощряйте желание ребенка использовать на детской площадке все, что качается или делает колебательные движения, старайтесь чередовать типы раскачиваний и направление их движения, например, вперед – назад или из стороны в сторону.

Вращение. Дайте ребенку возможность использовать для вращения специальный диск или офисное кресло. Разрешите бегать по кругу и кататься на карусели. Возьмите крепко вашего ребенка за руку и покружите вокруг себя, приподняв над землей, или поиграйте в самолет, держа его при вращении за руку и за ногу с одной стороны (это можно делать, если у ребенка отсутствует слабый мышечный тонус).

Танцы, прыжки на фитнес мяче, балансиры, батуты, тоннели, маты, катание на лошадях и т.п.

Прыжки на левой ноге, прыжки на правой ноге, ходьба по лестнице вверх и вниз.

Развитие слухового восприятия.

  • Мобильные приложения «Развитие речи», «Запуск речи»

Тут мы будем работать над знакомством с неречевыми и речевыми звуками, повторять их, слышать ритм и пробовать воспроизводить. Это позволит развить речевую память, а, следовательно, запоминать и развивать речь.

  • Будильник

Необходим настоящий будильник, звук на телефоне или аудио со звуком будильника.

Имитируем попутно звук.

«Дззз! Ззззз!».

Можно делать мелкие прыжки на месте.

Когда «будильник» звенит – прыгаем, когда перестаёт звенеть – не прыгаем.

 

  • Буря (нарушение обработки слуховой информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных звуков водопада. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне.

Необходимо подготовить глубокую кастрюлю или таз, налить воду наполовину (до безопасного уровня), капнуть щадящую мыльную основу/жидкость.

С помощью трубочки большого диаметра, при этом дуя в нее, создать пену на поверхности воды. При этом – произносить, например, «буль-буль» (стимулировать ребёнка к звукоподражаниям и произнесению слов, влиять на его сенсорную слуховую систему), не отключать звук водопада или булькающей воды. «Ух ты! Пена! Это пена! Пена буль-буль! Вода буль-буль».

Затем пальцем сбиваем мыльные пузыри, экспрессивно произносим: «бах-бах!» (опять же - стимулируем ребёнка к звукоподражаниям и произнесению слов, влияем на его сенсорную слуховую систему).

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

По желанию и фантазии добавляем: - камешки, которые бросаем в таз и таким образом создаем звук «бульк» - имитируем (или включаем аудио) звук лодки, которая идёт по реке, например - делаем все необходимые звуки громко, тихо, чередуем силу звука.

  • Море (нарушение обработки слуховой информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных звуков (шума) моря или океана. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне. Если говорим про море, то целесообразно будет использовать воду.

Необходимо подготовить шумовые коробочки, в которые можно насыпать песок, ракушки и т.п. Всё, что связано с морем, пляжем. Звуки коробочек должны сильно отличаться друг от друга.

На первоначальном этапе не следует требовать от ребёнка дифференциацию этих неречевых шумов. Достаточно слушать и воспринимать их.

Лексика: «Ух ты! Шумит! Шшш-шш». «Волны бьют – бух! Бах!». «Морская пена шипит – пшшш!». «Камешки в воде – буль!». «Корабль плывёт – уууууу!».

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

По желанию и фантазии добавляем: - ракушки или камешки с пляжа, которые бросаем в ёмкость с водой и таким образом создаем звук «бульк», - включаем звуки волн, моря, корабля, песка, перебирания ракушек, дельфинов, - делаем все необходимые звуки громко, тихо, чередуем силу звука. Завершить занятие можно кинетическим песочком.

  • Салют (нарушение обработки зрительной информации)

Организовываем и «включаем» ребёнка с помощью приглушенных (любых подходящих) звуков. Выполняем его любимые (стимулирующие) действия – прыжки на фитнес мяче/посиделки в сухом бассейне, рассматривание ярких/спокойных иллюстраций, узоров, иллюзий, смешиванием красок, рисованием пальчиками.

Необходимо подготовить: звуки салюта, видео салюта, мигающее приспособление (есть такие, которые в розетку вставляются) цветную двустороннюю бумагу необходимых оттенков (в нашем случае ребёнку необходимо помочь «выйти из себя», поэтому бумага будет ярких цветов радуги).

Ножницами нарезаем полоски достаточно крупного размера, чтобы их было отчётливо видно в воздухе. Можно нарезать вместе с ребёнком (если это доступно с учетом его поведения и навыков).

Подкидываем вместе с ребёнком кучу нарезанной цветной бумаги и имитируем салют. При этом можно включить звуки салюта (на безопасной громкости), видео салюта (при необходимости), мигающее приспособление, выключить свет.

При этом произносим доступную ребёнку лексику (помним, что у нас неговоряшка): бух, бах, ура, лети, лови и т.д.

Следом это должен повторить ребёнок. Или выполнять совместно.

 

Обогащение словарного запаса.

Игры на развитие и обогащение словарного запаса ребенка. Уточним понимание новых слов, научим пользоваться этими словами в повседневной речи. Обучим отвечать на вопросы, задавать вопросы, идентифицировать эмоции и потребности, просить и выражать свои эмоции через слова. Одним словом, обучаться коммуникации через речь.

  • Дай, на

Элементарные просьбы через слова-действия.

«Дай!».

«На!».

Передаём из рук в руки предметы, которые интересны ребёнку. Предварительно можно дать возможно самому выбрать игрушки и предметы, которые малышу нравятся.

 

  • Кап и кап

Представляем, что идёт дождик.

Можно использовать водичку в ёмкости, пипетку, пульверизатор и т.п.

Имитируем дождь и капли.

«Ой!».

«Кап-кап!».

Можно спрятаться вместе с ребёнком в палатку, под стол, под зонтик.

 

Мобильные приложения из Google Play «Карточки», «Логопед и я», «Запуск речи».

свернуть

Что такое мнемотехника?

02.06.2022

 

ЦКРОиР Брестского района

 

 

 

 

 

 

 

ЧТО ТАКОЕ МНЕМОТЕХНИКА?

 

 

 

Учитель-дефектолог:

Е.И.Криворот

 

 

май 2022

Мнемотехника, или мнемоника – это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации. В основе мнемонического запоминания лежит визуализация – образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти. Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми – так даже лучше.

Использование мнемотехники.

Три основных эффективных приёма.

«Метод историй».

Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.

Преимущества метода:

*не требует предварительной подготовки;

*тренирует креативность, это весело и интересно.

Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.

Метод «Цепочка».

Суть данной техники запоминания – соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении

нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.

Преимущество метода:

*быстрота запоминания;

*можно использовать буквально на ходу.

Недостатком метода является то, что, забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.

Метод «Дворец памяти».

Суть данного приёма мнемотехники – создание в воображении пространства с опорными образами.

Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.

Преимущества метода:

*можно запоминать большие объёмы информации;

*запоминание происходит достаточно быстро, при повторении образы надолго остаются в памяти.

Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.

Упражнение №1.

«Ассоциативная нелепая связь».

Пожалуй, самое популярное и забавное упражнение среди мнемотехник. Суть его кроется в самом названии:

во-первых, мы говорим об ассоциациях, являющихся наиболее мощным двигателем памяти;

во-вторых, прилагательное «нелепый» говорит о том, что ассоциации, придуманные нами, должны иметь характер шуточных, нереальных.

В каких ситуациях можно применять данную технику? На самом деле, в очень многих. К примеру, у вас целый список из мест, в которые вам нужно заехать, в частности: магазин детского питания, дача друга, зоомагазин, фитнес-центр, тренинг по скорочтению, наконец, дом. И как бы не запутаться во всех этих делах и не забыть какое-нибудь место. Для этого можно использовать упражнение нелепых ассоциаций.

Представьте сначала, как ребенок ест большой ложкой что-то вкусное, но это происходит на веранде той самой дачи вашего друга, затем появляется собака, символизирующая зоомагазин, которая неожиданно оказывается на беговой дорожке (ассоциация с фитнес-центром), как вдруг после пробежки она начинает быстро читать книгу «Маленькая хозяйка большого дома», и последнее слово названия этого произведения приведет вас в финальный пункт назначения среди ваших планов.

Секрет данного упражнения заключается в том, что мы используем свойство нелепости. Человеческая память часто настроена на то, чтобы запомнить именно неловкие, неуклюжие моменты (возможно, вы помните, как упали или поскользнулись где-то, либо как ваш друг смешно отвечал у доски, перепутав последовательность слов).

 

Упражнение №2.

«Приемы для последовательностей».

Всем известна фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которую мы часто применяем при воспоминании о последовательности цветового спектра радуги. На самом деле, эта фраза – яркий пример мнемотехники, но далеко не единственный, причем вы можете составлять такие последовательности сами, развивая также и свое воображение. Другими примерами здесь служат запоминание месяцев с 30 и 31 днями по костяшкам кистей, обращение к стишку про Ивана при перечислении падежей («Иван родил девчонку, велел тащить пеленку») и т.д.

В частности, чтобы запомнить расположение планет солнечный системы, собственно, от самого Солнца по удаленности, обучаемый прибегает к нехитрой фразе, которую несложно запомнить: «Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты!». Неслучайно в этой фразе каждое слово начинается с заглавной буквы – так мы легче запоминаем планеты, зашифрованные по их первым буквам, т.е. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Единственное, что нужно помнить, это то, что первым идет именно Меркурий.

Пример запоминания информации.

Ниже приведен список того, что мы обычно покупаем в магазине. Попробуйте запомнить последовательность слов: влажные салфетки, зубная паста, шампунь, голландский сыр, мандарины, томатная паста, растительное масло, кетчуп, зеленый горошек, грецкие орехи.

Чаще всего у людей остается в памяти 7 наименований. Счастливчики, запомнившие весь список, как и остальные, как правило, по прошествии 5 минут забывают все слова из списка. А теперь раскрываем секрет запоминания подобных списков таким образом, чтобы он оставался в памяти на несколько дней минимум.

Для запоминания нашего списка проделываем следующие воображаемые действия:

Представляем пачку влажных салфеток. Представляем тюбик зубной пасты. Совмещаем два предмета, мысленно поставив их рядом или проткнув насквозь пачку салфеток тюбиком зубной пасты. Соединение двух необычных образов надолго врезается в мозг, особенно, если добавить некоторые детали: например, из пачки салфеток может вытекать какая-то жидкость или, находясь рядом с тюбиком зубной пасты, влажные салфетки покрываются пеной. Основная задача – соединение двух различных образов. Далее в списке записаны шампунь, голландский сыр, мандарины и томатная паста. Проделываем все то же самое: на разлитый шампунь падает кусочек сыра, а мандарины варятся в томатной пасте. Если с придумыванием ассоциаций все сложно, то просто представьте, как один образ «протыкает» другой.

 

Упражнение №3

Как создавать дворец памяти.

Сохранившиеся в памяти образы – это ваш склад изображений, который вы строите в голове. Из подобного хранилища образы извлекаются в нужный момент, например, список продуктов. В течение нескольких дней список забудется, даже при наличии суперпамяти.

Упражнения мнемотехники помогут сохранить список на долгие годы в так называемом дворце памяти. Создание дворца памяти можно сравнить с методом Цицерона. Суть его заключается в том, что мнемоник рисует в своем воображении жилище и мысленно расставляет в нем предметы, присваивая им определенные образы.

Теперь об особенностях нашего «строения»: поскольку дворец памяти создается в мысленно, то и процесс запоминания будет проходить удобнее, ведь в таком случае позволительно использовать самые разнообразные предметы.

Вот как это выглядит практически:

Требуется запомнить физическую формулу q = CU. Преобразовываем полученные латинские буквы в образ. Здесь все совершенно индивидуально: представляйте то, что вам легче запомнить. Например, q – кочан капусты, CU – авоська. Теперь рисуем завершенный образ: в авоське лежит кочан капусты.

Двигаемся дальше и отправляем полученный образ во дворец. Но не просто оставляем его там, а укладываем на полочку, которая называется «Физика». Чтобы проще было ориентироваться в нашем дворце, установим на эту же полку небольшой бюст Эйнштейна или учебник по физике. Теперь ставим авоську с кочаном на полку.

 

 

           

 

свернуть

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией

01.04.2022

 

Требования к речи взрослых из ближайшего окружения ребенка с моторной алалией:

  • Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
  • Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;
  • Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
  • Словосочетания нужно повторять несколько раз;
  • К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.

Чего делать нельзя:

Недопустимо требовать от ребенка назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. Нельзя давать слишком много речевого материала.

Не стоит повторять за ребенком неправильно произносимые им слова – заменители. Он должен слышать только правильно звучащую речь. Речевой фон должен быть ясным, чистым и понятным ребенку;

Желательно использовать различную интонацию, менять силу голоса;

Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.

Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями.

Стимулируйте речевое развитие, путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук.

 

 

свернуть

"Интерактивная матрица общения"

01.03.2022

 «Интерактивная матрица общения» — это методика оценки, позволяющая точно определить, каким образом человек общается, и получить общую схему определения логических целей развития коммуникативных навыков. Матрица общения подходит людям всех возрастов, чьи коммуникативные способности находятся на ранних стадиях развития. Коммуникативные навыки, охватываемые Матрицей, развились бы у типично развивающегося ребенка в период от рождения до 24 месяцев. Матрица учитывает все виды коммуникативного поведения, в том числе «альтернативные и дополнительные» формы коммуникации (АДК) и досимвольную коммуникацию (жесты, мимику, взгляд и движения тела). Она подходит для лиц, имеющих инвалидность любого рода или степени, включая тяжелые и множественные дефекты развития, ограничения умственных способностей, сенсорную и физическую недостаточность. Матрица общения не подходит тем, кто уже пользуется какой-либо формой языкового общения бегло и по существу. Во всех материалах сайта лицо, подвергающееся оценке, называется «ребенком». Тем не менее стоит отметить, что матрица в равной степени подходит и взрослым, чьи коммуникативные навыки находятся на ранней стадии развития. Матрица общения охватывает три основных аспекта коммуникации: виды поведения, используемые человеком для общения (например, показывание пальцем), сообщения, которые человек выражает (например, «я это хочу»), а также уровень общения (например, абстрактные символы). Матрица организована по четырем основным мотивам общения, которые отображаются в нижней части профиля: отказывается от нежелаемого; получить желаемое; участвовать в социальном взаимодействии; а также предоставлять или искать информацию. Под каждой из этих четырех основных мотивов расположены более конкретные сообщения, передаваемые людьми: они соответствуют вопросам, на которые вы должны будете ответить при заполнении матрицы.

свернуть

«Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми логопедической группы»

07.05.2020
подготовила учитель-дефектолог Криворот Е. И.
развернуть

«Роль родителей при выполнении домашних заданий с детьми логопедической группы»

Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большой частью, и бессознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому довольно часто воспитателям и логопеду приходится сталкиваться с такими вопросами, как: «Вы специалисты, поэтому ждем от вас результатов. Когда у моего ребенка пропадут дефекты речи?». Возникают подобные вопросы из-за слабого представления родителей о самом процессе обучения их ребенка, а также из-за непонимания того простого факта, что большую часть своей жизни ребенок проводит именно с родителями.

Какова же роль семьи, в преодолении речевых нарушений у детей? Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

не ругать ребенка за неправильную речь;

ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Сами родители должны быть готовы к достаточно длительной психологической подготовке не только ребенка, но и самих себя к занятиям с ним.

Особенности речи и поведения родителей при контактах с ребенком. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

Основными положениями, которыми следует руководствоваться родителям во время занятий, служат понятия о культуре речи, смысловой нагрузке слов и особенностях восприятия речи ребенком. Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению. Взрослые, окружающие ребенка, должны понимать, что умиление детским лепетом, могут привести к устойчивости неправильного навыка в произношении. Взаимосвязь с ребенком, зависит от уровня понимания ребенка и возможностей воздействия на него с целью правильной постановки речи. Основные рекомендации повышения эффективности выполнения заданий логопеда должны быть связаны, прежде всего, с постоянным комментированием родителями своих действий в присутствии ребенка с одновременной демонстрацией активного действия. Такое поведение родителей существенно облегчает, а главное ускоряет процесс обучения за счет набора ребенком пассивного словарного запаса. Особое значение имеет относительно частое повторение одних и тех же предлогов для различных ситуаций с обязательным ударным их выделением. Не меньшее значение имеет четкое, даже несколько усиленное интонационно произношение окончаний, связанное с произносимым предлогом или производимым действием.

Методы проведения занятий дома. Дети в возрасте до 5-6 лет не в состоянии выдержать «долгое сидение». После 5, максимум 10 мин. занятий их внимание рассеивается. Секрет проведения занятий и мотивации к ним внешне прост: ребенок должен посильно участвовать в действиях взрослых. Во время любых действий, совершаемых в присутствии ребенка, необходимо проговаривать вслух всю тему, заданную логопедом, творчески приспосабливая содержание действий к содержанию темы. Наиболее эффектны в проведении занятий в домашней обстановке ролевые игры, в которых участвуют и взрослые и ребенок. Высшей формой таких игр, предстает умение ребенка самостоятельно распределить роли в игре и выдать задания взрослым: маме, папе, бабушке.

Игры могут быть связаны со знакомством с предлогами, размерами окружающих предметов, изменением их количества. Например, игра с предлогами может быть проведена в варианте «стул и игрушка»: игрушка на стуле, под стулом, за стулом с обязательным активным действием и четким раздельным произнесением соответствующих предлогов. Игра с размерами предметов может быть проведена в варианте «уменьшительное слово»: диван – диванчик, стол – столик с обязательной демонстрацией предметов. При игре по определению количества предметов в начальном варианте лучше использовать сочетание понятий «один – много»: один карандаш – много карандашей, одна вилка – много вилок.

Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий. Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Для детей они новые, поэтому должны быть прочитаны родителями до конца, объяснены и отработаны под родительским контролем. Еще раз хочется подчеркнуть, что ребенок должен рисовать, штриховать, вырезать, наклеивать в тетради своей рукой. Взрослый может показать, объяснить, как выполнять задание. Не стремитесь делать из тетради образцово-показательную, главное, чтобы ребенок тренировал свою руку, развивал мелкую моторику, готовил руку к письму. Что касается звукопроизношения, то чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее исправленный звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Задача логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.

Правила работы в домашних тетрадях:

тетради забираются на выходные, возвращаются в понедельник;

не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10-15мин.;

задания на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и …) выполняются карандашами;

весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком задания, даже путем заучивания;

Важно! Ежедневно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельной речи ребенка;

артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком;

задания, предложенные в тетради, проводите в игровой форме, показывая,что это интересно вам самим;

все задания выполняются до конца;

занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Исправление речи-длительный процесс, требующий систематических занятий. Не сравнивайте малыша с ровесниками, сравнивайте только с ним самим на предыдущем этапе. Старайтесь чаще хвалить его за успехи-это стимулирует усердие ребенка, придает ему уверенности в себе!

 

свернуть

СРЕДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ( РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

15.04.2020
подготовила учитель-дефектолог Криворот Е. И.
развернуть

СРЕДОВЫЕ РЕСУРСЫ КАБИНЕТА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
( РАБОТА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ)

Пространственные ресурсы
(многофункциональное пространство, основные маршруты)

В пространстве кабинета для логопедических занятий (для групповых, подгрупповых и индиви-дуальных занятий) традиционно выделяются 3 зоны:
- зона, в которой пространственно-организующим элементом выступает настенное зеркало (перед которым проводится значительная часть индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков, мимическая гимнастика и др. упражнения);
- зона для групповых (до 6 учеников) занятий – образуется из столов и стульев для детей, настенных досок (грифельных, магнитных), фланелеграфа;
- зона рабочего места учителя-дефектолога – состоит из стола учителя-дефектолога, шкафов для наглядных пособий, книг и др., места для магнитофона, компьютера и пр.
Целесообразным является также выделение таких зон, как:
- зона для проведения психогимнастики и логоритмических и иных упражнений, связанных с выполнением детьми движений в различных направлениях. В этой зоне дети могут свободно передвигаться, располагаться на полу, на мягких модулях (в т.ч. полукругом или кругом для проведения коммуникативных упражнений);
- зоны, элементом которой является кушетка, – для проведения индивидуальной работы сред-ствами логопедического массажа, дыхательной гимнастики и пр.
Кабинет для логопедических занятий должен отвечать требованиям звукоизоляции и должен хорошо проветриваться (для проведения дыхательной гимнастики).

Предметные ресурсы
(мебель, оборудование, дидактический материал и т.п.)

1.    Специальная мебель и оборудование: умывальник, кушетка – для проведения массажа, релаксационных упражнений, столик для инструментов, стол возле настенного зеркала с местным освещением, экран для закрывания лица логопеда;
2.    Аппараты и приборы: магнитофон, диктофон, метроном, видеомагнитофон, магнитофонные кассеты, зеркала ручные и настенное, персональный компьютер, приборы типа АИР, секундомер, песочные часы, экран, диапроектор (или фильмоскоп);
3.    Медицинский инструментарий и материалы: наборы логопедических зондов и шпателей, вата, бинт, марлевые и бумажные салфетки, дезинфицирующий материал;
4.    Оборудование для демонстрации: настенные доски (грифельные и магнитные), наборное полотно, фланелеграф, ковролинограф.
5.    Белый и цветной мел, наборы цветных карандашей, ручек, маркеров.
6.    Дидактический материал: настенная касса букв, настенная слоговая таблица, индивидуальные кассы букв и слогов, звуковые и слоговые схемы слов, различные речевые игры и игры для развития мелкой моторики, сенсорных способностей, внимания и памяти, мыслительных операций, наглядно-иллюстративный материал для развития устной и письменной речи, игрушки (в том числе звучащие, образные), муляжи, конструкторы, счетный материал, альбомы и другой материал для обследования, книги для чтения, сборники диктантов и др.
Используемые пособия должны отвечать техническим и эстетическим требованиям (тексты и иллюстрации должны быть четкими, удобообозримыми). Все пособия должны быть аккуратными и безопасными для детей.

Организационные ресурсы
(режимы, дозировки, нагрузки)

1.Единый речевой режим (как система мероприятий и требований, направленных на закрепление усвоенных детьми правильных произносительных навыков) в образовательном учреждении и семье.
2.Речь учителя-дефектолога как образец (орфоэпическая правильность, неторопливый темп, достаточную громкость и выразительность, слитность речи, правильное речевое дыхание, опора на гласные звуки).
3.Дозировки учебного, и особенно – речевого и языкового материала – дифференцированно, с учетом характера речевого нарушения и этапа коррекционной работы.
4.Подбор лингвистического материала: коммуникативно-значимого для ученика, доступного по содержанию, соответствующего его произносительным возможностям.
5.Использование в качестве правил, регламентирующих речевую деятельность детей, различных речевых памяток, правил речевого поведения (для детей с заиканием, ОНР и др.).

Социально-психологические ресурсы
(социальные нормы и отношения, установки, стиль общения и др.)

Учитель-дефектолог  взаимодействует не только с ребенком, но и с его семьей («семейная центрированность»), действует в рамках технологии профессионального взаимодействия («междисциплинарность взаимодействия»).
Терпеливое, тактичное и доброжелательное отношение учителя-дефектолога к ребенку и его родителям (в любых ситуациях общения). Специалист выбирает коммуникативную тональность в процессе консультирования родителей и специалистов-смежников.
Участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе создает благоприятную среду для работы по преодолению и предупреждению речевых нарушений у детей. Важным является формирование у родителей адекватной позиции в отношении наличия того или иного нарушения речи у ребенка (в противоположность неадекватной – недооценки или гиперрефлексии на дефекте).

 

Н.Н. Баль, заведующая кафедрой логопедии БГПУ им. Максима Танка, кандидат педагогических наук

свернуть

Дидактические игры для детей 2-7 лет на классификацию предметов по разным признакам

11.03.2020
учитель-дефектолог Кунаховец А. А.
развернуть

Дидактические игры для детей 2-7 лет на классификацию предметов по разным признакам

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Грузы в фургонах».

Игра предназначена для воспитателей детей дошкольного возраста и родителей. Игру можно использовать с детьми 2-7 лет для закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.

№1 «Каждый фургон везет груз своего цвета».

Играть могут четыре ребенка 2-3 лет.

Задачи: закреплять умение различать и запоминать 4 основных цвета.

Для игры взять фургоны и грузы красного, желтого, зеленого, синего цвета.

Установка. Фургоны приехали на склад. В каждый фургон нужно загрузить предметы того же цвета, что и сам фургон.

С учетом возраста детей добавляем грузовики и предметы другого цвета.

№2«Фургоны везут предметы природного и рукотворного мира».

Могут играть 10 детей 3-4 лет.

Задачи: учить различать предметы природного и рукотворного мира.

Для игры на два фургона любого цвета закрепить карточку с изображением дерева (природный мир) и руки человека (рукотворный мир).

Установка. В фургон с деревом загрузить предметы, относящиеся к природному миру, а в фургон с руками человека загрузить предметы рукотворного мира.

Побеждает участник, загрузивший все предметы правильно и объяснивший свой выбор.

№3. «Фургоны везут предметы определенной группы».

Могут играть 10 детей 3 - 7 лет.

Задачи: учить детей объединять предметы по общему признаку, запоминать обобщающее слово.

Для игры взять все фургоны и все карточки с предметами.

Вариант №1

Установка: (в качестве примера).

Красный фургон везет одежду;

Синий – обувь;

Зеленый – цветы;

Жёлтый – овощи;

Розовый – фрукты; и т.д.

В этом случае закрепляем знание цветов радужного спектра и понимание обобщающего слова.

Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно подобравший предметы к обобщающему слову.

Вариант №2.

На каждый фургон прикрепляем карточку с изображением объекта перевозки (цветок, животное, насекомое и прочее).

Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно назвавший обобщающее слово.

№4. «Фургоны везут определенное количество грузов».

Могут играть 10 детей 4 - 7 лет.

Задачи: закреплять счет в пределах 5 и 10 и способствовать запоминанию цифр от 0 до 9.

Для игры взять все фургоны и все карточки с предметами.

Установка.

Вариант №1.

Взрослый говорит:

Красный грузовик везет 1 предмет;

Желтый – 2;

Красный - 3; и т.д.

Побеждает ребенок, загрузивший правильное количество предметов.

 

Вариант №2.

На каждый грузовик прикрепляется карточка с числом от 0 до 10. Дети должны загрузить нужное количество предметов.

Побеждает ребенок, загрузивший нужное количество предметов.

№5 «Фургоны движутся в определенном порядке».

Задачи: закреплять умение порядкового счета, понятия "влево", "вправо".

Играют дети 4-7 лет.

Для игры берем только фургоны

Установка: Фургоны поедут по дороге в колонне по одному влево (вправо).

Первым в колонне находится красный фургон, вторым – зеленый и т.д.

После выполнения задания ребенок отвечает на вопрос: «На каком по счету месте стоит фургон такого-то цвета?»

№6. «Фургоны везут предметы, в названии которых есть определенный звук».

Могут играть 10 детей 5 - 7 лет

Задачи: учить различать звуки.

Вариант №1.

В красном фургоне везут грузы, название которых начинается на звук А;

В синем – У;

В желтом – О; и т.д.

Вариант №2.

Установка:

В красном фургоне везут грузы, в названии которых есть звук А:

В синем фургоне везут грузы, в названии которых есть звук У;

В желтом фургоне везут грузы, в названии которых есть звук О; и т.д.

Побеждает ребенок, правильно подобравший картинки, сумевший четко артикулировать заданный звук в слове.

свернуть

Игры для занятий с детьми дома

25.02.2019
подготовила учитель-дефектолог Криворот Е. И.
развернуть
  1. Расширение активного словаря детей с помощью предметных картинок.

«Что это?» Цель: учить детей устанавливать сходство предмета с его изображением. Расширить активный словарь. Пособия: предметные картинки: кукла, машинка, мяч, собака. Ход игры: родитель показывает ребенку картинку, называет ее и кладет перед ним. Затем, указывая на одну из них, взрослый спрашивает: «Нина, что это?». Если ребенок не может назвать, родитель говорит сам и просит повторить за ним: «скажи: это кукла».

  1. Расширение активного словаря детей с помощью сюжетных картинок.

«Девочка кушает». Цель: научить детей видеть сюжет картинки, т. е. узнавать знакомых персонажей и совершаемые ими действия. Формировать речь, состоящую из простых распространенных предложений, учить отвечать на вопросы по содержанию картинок не односложно, а полно, развернуто. Пособия: сюжетная картинка. Ход игры: Родитель: Кто сидит за столом? Ребенок: Девочка сидит. Родитель: Что девочка делает? Ребенок: Девочка кушает. Родитель: Что девочка кушает? Ребенок: Девочка кушает суп. Родитель: Чем кушает суп? Ребенок: Кушает суп ложкой.

  1. Развитие сенсорного восприятия.

«Предмет и его изображение» Цель: дать представление о разнообразии геометрических фигур. Ввести и закрепить в активном словаре названия некоторых объемных геометрических фигур. Формировать понятие о сходстве и различии предметов по форме. Продолжать формирование у ребенка фразовой речи, состоящей из простых предложений. Оборудование: кубик, шарик, треугольная призма, дощечка с изображением данных фигур. Ход игры: родитель кладет на стол все фигурки и дощечку. Затем берет со стола кубик, спрашивает у ребенка: «Что это?». Тот отвечает: «Кубик». Взрослый, показывая на дощечку, спрашивает: «А где здесь кубик?». «Вот кубик», — ребенок показывает на изображение кубика. «А теперь мы положим кубик на дощечку, где нарисован тоже кубик», — говорит взрослый. После этого он предлагает ребенку разложить оставшиеся фигурки.

  1. Понятие о величине.

«Покатаем мишек на машинах» Цель: закреплять в активном словаре детей понятия «большой — маленький». Совершенствовать зрительное восприятие величины предмета. Продолжать формирование фразовой речи. Оборудование: 2 мишки разной величины и соответствующие им 2 машины. Ход игры: взрослый ставит перед ребенком 2 машины. Спрашивает: «Какая это машина, а эта?». Малыш отвечает аналогичные вопросы задает, показывая двух мишек. Затем предлагает покатать сначала большого медведя, потом маленького. Сопровождая действия ребенка словами: «Большой мишка едет в большой машине, а маленький — едет в маленькой. Повтори!»

  1. Понятие о цвете.

«Собери пирамидку». Цель: закреплять в активной речи названия основных цветов. Выделять названный цвет из 2–3 других; самостоятельно определять цвет по инструкции логопеда. Продолжать работу по формированию фразовой речи. Оборудование: пирамидки 3 цветов (красный, желтый, зеленый) из трех колец каждая.

Ход игры: на столе стоят пирамидки. Родитель показывает на пирамидку и спрашивает: «Какого цвета?». Ребенок показывает. Взрослый предлагает снять колечки и положить их на стол. Потом просит ребенка поочередно собрать пирамидки, надевая кольца не только по цвету, но и по величине.

  1. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания.

«Птичка поет». Цель: учить детей растягивать губы в «улыбке». Оборудование: заводная озвученная птичка. Ход игры: родитель показывает птичку, говорит: «Посмотри, какая птичка». Заводит, ставит на стол: «Птичка поет — пи-и, пи-и, пи-и». Родитель обращает внимание ребенка на то, что губы растягиваются в стороны. «Как поет птичка?». Ребенок повторяет. Играть в такую игру нужно перед большим зеркалом.

  1. Игры-разрядки.

Основная роль игры-разрядки — активизация, концентрация внимания ребенка при выполнении различных заданий. Игра-разрядка является составной частью любого занятия, где возникает необходимость смены одного вида деятельности другим. Продолжительность игры-разрядки до 2 минут. Ее характер и способ выполнения зависят от уровня психоречевого развития ребенка.

«Как прыгает зайчик?» Цель: способствовать активизации внимания. Учить детей выполнять движения не только по подражанию, но и по инструкции. Развивать зрительно — слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Ход игры: родитель спрашивает: «Как прыгает зайка?». Ребенок сгибает руки в локтях, прижимает кулачки к груди и начинает прыгать на двух ногах. Прыжки сопровождают словами: «Прыг — скок, прыг — скок». В ходе игры взрослый следит за выполнением движений ребенком.

«Ручки вверх и помашем ими» Цель: способствовать активизации внимания. Развивать зрительно — слуховое восприятие. Совершенствовать моторику ребенка. Оборудование: карточка с текстом: Ручки вверх, помашем ими. Ручки в стороны — вот так. Ручки вниз. Ножками потопали — вот так. Зашагали ножки, Побежали по дорожке. Ход занятия: логопед предлагает детям встать из — за стола и поиграть вместе с ним.

свернуть

«Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

16.01.2019
подготовила учитель-дефектолог Криворот Е. И.
развернуть

 

Консультация для родителей «Советы учителя-логопеда родителям детей дошкольного возраста»

 

Кто такой учитель-логопед?

Учитель-логопед — это специалист, который занимается исправлением нарушений речи у детей.

Чем занимается учитель-логопед?

Сначала логопед всесторонне оценивает состояние речи ребенка, выясняет, правильно ли для своего возраста ребенок произносит звуки речи, достаточно ли много знает слов, правильно ли он строит фразы, достаточно ли хорошо умеет общаться с помощью речи.

Кроме того оценивает состояние неречевых способностей ребенка, выясняет на сколько развито образное мышление, способность ориентироваться в пространстве, умение конструировать, рисовать, логически мыслить и последовательно излагать свои мысли.

Затем логопед приступает непосредственно к коррекционной работе, задачами которой являются:

- коррекция звукопроизношения,

- формирование фонематических процессов,

- расширение и обогащение словарного запаса детей,

- развитие грамматического строя речи,

- развитие связной речи,

- подготовка к обучению грамоте.

В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?

Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во много сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда необходимо поинтересоваться все ли хорошо у вашего ребенка с речью. В дальнейшем нужно ежегодно консультироваться с логопедом, для того чтобы отследить динамику формирования речи ребёнка. Ведь то, что было нормой в 3 года, для 4-х лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребёнок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно за становлением речи.

Могут ли родители сами развить речь ребёнка?

Физическое и психическое развитие ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: мамы, папы, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным звукопроизношением.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Особое внимание необходимо уделять собственной речи, т. к. для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей — это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:

- нельзя «сюсюкать», т. е. говорить лепетным языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка,

- желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, плавной и эмоционально выразительной,

- общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами,

- следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом,

- ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять.

Советы учителя-логопеда.

- Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари, целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развивать мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, «перекатывать» его из одной щеки в другую.

- Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

- Чаще разговаривайте с ребенком, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

- Говорите четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу.

- Не забывайте развивать и мелкую моторику — т. е. малыш должен как можно больше работать своими непослушными пальчиками. Ученые доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речи. Как бы не казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва «помогать» одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его речь будет все понятнее не только маме.

Так же малышам очень полезно заниматься лепкой из пластилина и вырезыванием из бумаги. Взрослый должен находиться рядом и озвучивать весь процесс.

- Источником образования звуков речи является воздушная струя. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, а так же сердечно-сосудистых заболеваний.

- Как можно раньше отучайте ребёнка от соски.

- Не заставляйте ребенка спать, положа руки под щёку — это может деформировать челюсть.

- Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми.

свернуть

Для Вас, родители! Методическое пособие для занятий с детьми дома.