Инклюзия

Здоровьесберегающие инклюзивные практики с детьми с тяжелыми нарушениями развития.

22.01.2020
директор ГУО "ЦКРОиР Брестского района"
развернуть

Выступление Терещук Л.В., директора ГУО ЦКРОиР Брестского района

Здоровьесберегающие инклюзивные практики с детьми с тяжелыми нарушениями развития.

 Во всем мире инвалидность рассматривается как одна из форм человеческого многообразия.  Вместе с тем, общеизвестно, что здоровье - одна из важных социальных ценностей современного общества.

Здоровый образ жизни для детей с ОПФР занимает очень важное место. Одной из главных задач данного направления является подготовка ребенка ко взрослой жизни. Формирование у ребёнка умения адаптироваться к среде проживания, рационально организовывать свою самостоятельную деятельность, в том числе и деятельность по ведению здорового образа жизни.

 Всем понятно, что только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области сохранения   имеющегося у них здоровья.

Исходя из Концепции инклюзивного образования в РБ, в которой, в частности, говорится, что «выстраивание модели инклюзивного образования для данной обобщенной категории обучающихся обусловлено одним из следующих факторов:

- продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институциализация».

 По нашему мнению, для преодоления сегрегации, институализации как нельзя лучше подходят здоровьесберегающие инклюзивные практики у детей с ТМН, и эта образовательная линия, на наш взгляд, может стать приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы.

Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к здоровому образу жизни через регулярные занятия физической культурой и инваспортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в посильном и доступном общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья.

 Подготовка к здоровому образу жизни ребенка и его семьи должна превратиться из вспомогательного в главное направление в деятельности   учреждения образования, в конкретном случае ЦКРОиР. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но и путём использования таких форм проведения здорового досуга, как проведение физкультурных занятий и прогулок вне территории центра -  на детских общественных площадках, в парке, на занятиях и экскурсиях в конном спортивном клубе. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.

У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное - привлекать детей к различным видам спорта. Например, с этого учебного года на базе нашего Центра действует кружок оздоровительной гимнастики «Юниор». В структуру занятий входят элементы адаптивной физкультуры, упражнения на моторику, общеукрепляющие и закаливающие упражнения, упражнения на расслабление и релаксацию. Занятия проводит педагог дополнительного образования (воспитатель центра) Прядко Оксана Васильевна. Реализуется индивидуальная образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля для ребенка-инвалида (колясочника) с нарушением опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная программа разработана для подростка, учащегося 9-го класса СШ д. Черни, обучающегося на дому. Занятия проводятся 3 раза в неделю.  Вместе с ним занимаются еще 2 подростка с нарушениями ОДА.

Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ОПФР зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания всех специалистов центра и родителей воспитанников.   Семьям детей с ОПФР необходимо постоянно и планомерно помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом всей семьей.

Для этого предлагаем родителям сделать дома индивидуальное нестандартное оборудование, используя информацию из методической литературы и интернета. Используем инновационный метод «двойной мотивации», с помощью ходунков АРДОС, основанный на совместном выполнении двигательных действий взрослым и ребенком с НФОДА синхронно по заданной программе в «одной упряжке». Используем на занятиях ароматерапию, музыкотерапию, элементы психогимнастики, в работе с семьей - проведение разнообразных совместных практических мероприятий.

Совместно с благотоворительной организацией из г. Девентера (Голланди) летом 2019 года был разработан гуманитарный проект по здоровому образу жизни: семейный фитнес клуб «Класс!!!». Проект планируем осуществлять в 2019 году.

 Главная идея – создание семейного фитнес - клуба, где родители и дети смогут совместно заниматься различными техниками фитнеса. Семейный фитнес - клуб позволит родителям совместно с детьми устраивать креативные тренировки и зажигательные спортивные тематические вечеринки. Так фитнес - клуб поможет укрепить детско-родительские отношения, а также поможет сплотить жителей местного сообщества (соседей, односельчан) и поможет семьям, имеющим детей с ограничениями преодолеть социальную изоляцию. Образовательная линия проекта позволит повысить компетенции заинтересованных специалистов.

 В дальнейшем зал   будет иметь удобный режим работы и свободный доступ к занятиям всей семьей, также может служить базой по отработке фитнес - технологий, методической лабораторией по апробации и отработке успешных реабилитационных практик для специалистов и родителей, будет центром для проведения здорового досуга всей семьей, с соседями и друзьями.

 Цель и задачи данного проекта следующие - цель: преодоление социальной изоляции и формирования социальных навыков и здорового образа жизни детей от 1,5 до 18 лет с ограничениями, проживающих на территории Клейниковского сельского совета и Брестского района, через создание семейного фитнес - клуба.

Задача 1: создать техническую базу семейного фитнес - клуба для проведения совместного досуга родителей, детей с ограничениями, их братьев и сестер.

Задача 2: создать методическую базу для проведения занятий в фитнес - клубе, обучить волонтеров.

Задача 3: Обеспечить организацию работы фитнес - клуба, информировать местное сообщество, всех заинтересованных по вопросам работы семейного фитнес - клуба.

 Целевая группа, на которую будет направлен проект: 10-15 семей с детьми с ограничениями, детьми-инвалидами Брестского района. 15-25 специалистов учреждений образования, культуры и социальной защиты, расположенных на территории   Брестского района и Брестской области.

Опосредованно целевой группой могут стать представители других учреждений образования и культуры Брестского района и Брестской области, родительской общественности, ФАПов, сельских и поселковых советов, общественных организаций, заинтересованных в инклюзии детей с ограничениями - не менее 100 человек.

 Занятий планируется проводить по следующим образовательным областям:

  • Лого/игро-аэробика
  • Занятия в «Доме Совы» (сенсорно-динамический зал)
  • Фитбол гимнастика.
  • Силовые тренировки.
  • Лечебная физкультура.
  • Ритмика и степ-аэробика.
  • «Качалка» для малышей, юниор-качалка (занятия на тренажерах).

 

Итак, подводя итоги вышесказанного можно говорить, что при организации здоровьесберегающих инклюзивных практик с детьми с тяжелыми нарушениями развития выделяются основные направления:

-  создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях, в местах массового отдыха и социально значимых общественных местах;

-  открытие кружков и объединений по интересам спортивного направления в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;

- разработка и производство специализированного и (или) нестандартного, индивидуального пользования инвентаря и оборудования;

-  подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по работе с детьми с инвалидностью по адаптивной физической культуре и инваспорту;

-  разработка и издание специализированных методик и программ.

свернуть

Интеграция, инклюзия в специальной педагогике

Система понятий Формы интеграции и инклюзии Задачи Принципы Преимущества и проблемы Перспективы развития Опыт в России и за рубежом

В рамках проекта "Содействие развитию на местном уровне в РБ" местная инициатива "Клейниковские субботы" было создано наглядное пособие для педагогов и родителей силами наших сотрудников. Данное пособие содержит рекомендации по организации совместных занятий по арттерапии.