Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
10 января 2023 года учащиеся ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района» встречали гостей – ребят, посещающих Воскресную школу при храме православного прихода иконы Божьей Матери «Взыскание погибших» в д.Клейники. Они принесли с собой радость Рождества Христова, тепло сердец, весёлое настроение. Мелодичное детское пение, инсценировка событий Великого праздника, совместные доступные игры, добрые пожелания, сладкие подарки пришлись по душе всем участникам встречи.
23 декабря в ГУО "ЦКРОиР Брестского района" (далее ЦКРОиР) прошло новогоднее инклюзивное мероприятие "Новый год у ворот". В нем приняли участие учащиеся ЦКРОиР и учащиеся 2 класса ГУО "СШ д. Клейники имени Ю.В. Харитончика". Детям доставили радость новогодние игры, конкурсы, танцы, ну и, конечно же, подарки от деда Мороза!
Формирование инклюзивной культуры в Брестском районе
Инклюзивная культура — это такой уровень развития общества, который выражается в толерантном, гуманном, терпимом, безопасном отношении людей друг к другу, где разделяются идеи сотрудничества, стимулируется развитие всех участников образовательного процесса, где ценность каждого является основой общих достижений, а также формируются инклюзивные ценности, принимаемые всеми.
Основная цель формирования инклюзивной культуры в учреждении образования: создание школьного сообщества, все члены которого принимают инклюзивные ценности, когда каждый ребенок имеет возможности для развития и достижений.
Проблема формирования инклюзивной культуры как у участников образовательного процесса, так и у общества в целом – это проблема прежде всего социальная, поэтому и формировать её необходимо привлекая специалистов из различных областей деятельности, на межведомственной основе. Координирующим звеном в деле формирования инклюзивной культуры выступает ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района».
Работа по формированию инклюзивной культуры заключается в: 1)приобретении знаний по инклюзивной культуре;
2)формировании ценностного отношения;
3)получении опыта совместной деятельности;
4)положительном отношении к существующей действительности.
Отделом по образованию Брестского райисполкома совместно с ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района» значительное внимание уделяется вопросам формирования инклюзивной культуры как участников образовательного процесса, так и общества в целом. Основной акцент делается на развитии социальной инклюзии, которая обеспечивает возможность максимального приближения к реальной жизни.
Что же сделано и делается по формированию инклюзивной культуры в учреждениях образования Брестского района?
Первые шаги в данном направлении сделаны в 2014/2015 учебном году, когда ГУО «СШ д. Остромечево» и ГУО «ЦКРОиР Брестского района» были включены в число 8 учреждений образования Республики Беларусь, осуществлявщих экспериментальную деятельность над проектом «Апробация модели инклюзивного образования в учреждениях образования». Специалисты ЦКРОиР сами учились и проводили значительную информационно-просветительскую деятельность прежде всего в СШ д.Остромечево с педагогами, задействованными в эксперименте, с родительской общественностью. Проводились лекции, тренинги, круглые столы. Результаты анкетирования педагогов, детей, родителей свидетельствовали, что идеи инклюзии нашли положительный отклик в данном коллективе, среди родителей. С 2018/2019 учебного года педагогический коллектив СШ д.Остромечево работает над проектом «Апробация образовательных программ общего среднего образования в условиях инклюзии». ГУО «СШ д. Остромечево» является опорной школой по направлению «Инклюзивное образование в учреждении образования».
Идеи инклюзии широко пропагандируются в Брестском районе. Свидетельство тому - участие директора ЦКРОиР в региональных образовательных проектах: «На пути к инклюзии» (2012 год), «Восточное партнёрство в области педагогических инноваций и инклюзивного образования» (2014 год), Местная инициатива «Клейниковские субботы» в рамках проекта «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН (2018 год)», направленных на включение детей с особенностями психофизического развития в сообщество норматипичных сверстников. Терещук Л.В. работала в составе авторского коллектива по изданию практического пособия «Инклюзивное образование. Пособие для тренера. Модули для администрации школ, родителей и детей» (Минск, 2015 год), а также в составе авторской группы по изданию наглядного пособия для родителей и педагогов «Эти яркие, яркие краски» (Брест, 2018год).
Педагоги ЦКРОиР и СШ д. Остромечево участвовали в Международных, республиканских конференциях. Имеются публикации.
Наработками по инклюзивному образованию, формированию инклюзивной культуры делилась Терещук Л.В. на V Международной конференции педагогов системы специального образования «От интеграции к инклюзии» (2018 год), Республиканском научно-практическом семинаре «Повышение качества учебных изданий для учреждений специального образования в условиях образовательной интеграции и инклюзии» (2017 год).
Об инклюзивном образовании неоднократно вёлся разговор на мероприятиях работников образования областного и районного уровней, в средствах массовой информации.
ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района» участвовало в областном конкурсе «Лучшая региональная модель инклюзивных практик» (апрель – август 2020).
Специалисты ЦКРОиР и учителя-дефектологи СШ д.Остромечево совместно со специалистами БОЦКРОиР участвовали в проведении обучающего тренинга «Одна школа для всех или что такое инклюзия» на базе СШ № 9 г. Кобрина для учителей, осуществляющих экспериментальную деятельность.
В декабре 2020 года на совете директоров ЦКРОиР Брестской области Терещук Л.В. поделилась опытом использования здоровьесберегающих инклюзивных практик в работе с детьми с ТМН, в мае 2021 года выступила с информацией «Инклюзия в 2020/2021 учебном году». Был продемонстрирован фильм, в котором нашла отражение деятельность ЦКРОиР по формированию инклюзивной культуры.
В рамках взаимодействия с ЦКРОиР Брестской области в апреле 2021 года заместитель директора ЦКРОиР Дылюк О.А. выступила на вебинаре «Инклюзивное образовательное пространство: психолого-педагогические аспекты», Вебинар проводился для педагогов Дрогичинского района.
В феврале 2021 года состоялся вебинар для руководителей учреждений дошкольного образования «Системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры для всех участников образовательного процесса в учреждении дошкольного образования». (2 этап – практический. Первый этап – теоретический прошел в декабре 2020 года.) При подготовке к вебинару было проведено анкетирование руководителей учреждений образования «Что такое инклюзия?»
Вопросы качественного включения детей с нарушениями аутистического спектра в условиях инклюзивного образования обсуждались в ходе онлайн-встречи специалистов дошкольных учреждений образования с участием воспитателей по персональному сопровождению в феврале 2021 года.
В сентябре 2021 года проведена встреча специалистов ЦКРОиР с воспитателями по персональному сопровождению детей с РАС, обучающихся в школах района, на тему «Особенности работы с детьми с нарушениями аутистического спектра в условиях инклюзивного образования».
На базе учреждений образования района также проводятся мероприятия по вопросам инклюзивного образования. Например, семинар «Использование здоровьесберегающих технологий педагогами и специалистами в работе с детьми с ОПФР», семинар-практикум «Специфика работы с детьми с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания», мастер-класс «Профилактика и коррекция нарушений психофизического развития средствами изобразительной деятельности», семинар-практикум «Формирование готовности педагога к деятельности в условиях инклюзивного образования», мастер-класс для воспитателей «Развиваем речь воспитанников, используя различные игры и упражнения» и другие.
В работе по формированию инклюзивной культуры велика роль средств массовой информации
В журнале «Спецыяльная адукацыя» опубликованы статьи «Инклюзия: от теории к практике» (№ 2, 2020 года), «Региональная модель инклюзивного образования Брестского района» (№ 4, 2020 года).
По телеканалам СТВ і БТ - 4 в ноябре – декабре 2020 года показаны репортажи «О конном клубе под Брестом» и по БТ4 - «Проект «Яркий Я» с участием детей специального класса ЦКРОиР и «Падарункі для асаблівых дзетак».
По телеканалу «Лагуна ТВ» в декабре 2020 года демонстрировался фильм «Пути формирования инклюзивной культуры» и интервью с директором ЦКРОиР Брестского района.
В марте 2021 года в новостях на телеканале БТ 4 жители района и области ознакомились с итоговым мероприятием Арт-проекта «Яркий Я».
В апреле 2021 года по телеканалу СТВ транслировали интервью с директором ЦКРОиР о проекте «Яркий Я».
Действенным шагом по формированию инклюзивной культуры в Брестском районе стали проводимые в учреждениях образования мероприятия, целью которых является успешное инклюзивное взаимодействие и инклюзивный диалог.
Так, в 2020/2021 учебном году в учреждениях образования Брестского района проведено 186 инклюзивных мероприятий, в которых приняли с участие 1633 ребёнка с ОПФР .
Из них:
- 73 спортивных и физкультурно-оздоровительных (количество участников с ОПФР -501),
- 15 конкурсов (103 ребёнка с ОПФР),
- 27 праздников (379 детей с ОПФР),
-10 акций (52 ребёнка с ОПФР),
-13 музыкальных конкурсов и программ ( 208 детей с ОПФР),
- 10 дней здоровья (157 детей с ОПФР),
- 6 мероприятий по правилам безопасности (74 детей с ОПФР),
- 10 викторин, шахматных турниров, выставок, бесед (32 детей с ОПФР),
- 22 мероприятия различной направленности при активном участии законных представителей детей с ОПФР ( кол-во участников с ОПФР -127).
Учащиеся и воспитанники принимали и принимают участие в районных и областных мероприятиях. Так, например:
- 1 учащийся с ОПФР в 2020 году участвовал в районном этапе «Лучший проект по толерантному отношению к людям с инвалидностью и проблемам инвалидов»,
- 2 учащихся с ОПФР приняли участие в международной олимпиаде для обучающихся с ОВЗ «Все обо всем» (Российская Федерация).
- в финальном этапе конкурса «Лучшее учреждение образования» (танец с инвалидами-колясочниками) участвовали двое детей-инвалидов.
В спортивных районных мероприятиях («Скалодром», «Кожаный мяч», «Прибужская осень») приняли участие 8 детей с ОПФР.
В районных акциях участвовало 22 ребенка с ОПФР.
Всего в мероприятиях районного уровня участвовал 71 ребенок с ОПФР.
Информирование общественности о достижениях детей с ОПФР осуществляется путем организации выставок работ учащихся в учреждениях образования района, а также ознакомление с работами детей с ОПФР, представленными на районные и областные конкурсы, выставки.
Ежегодно дети с ОПФР участвуют в областном творческом инклюзивном фестивале ко Дню защиты детей, областной выставке декоративно-прикладного творчества детей-инвалидов, детей с ОПФР и молодых инвалидов, посвящённой Международному дню инвалидов.
В конкурсе декоративно-прикладного творчества «Я+ТЫ=МЫ» в 2020 году на районном уровне приняли участие 9 учреждений образования, (28 детей с ОПФР), из них 2 учреждения (18 детей с ОПФР) приняли участие в областном этапе конкурса.
В декабре 2021 года 13 школ и 5 дошкольных учреждений образования представили работы детей с ОПФР на районный этап конкурса декоративно-прикладного творчества «Дружат дети на планете».
В целях формирования толерантного отношения к детям с ОПФР, создания условий для расширения их социальных связей в различных сферах общественной жизни в марте 2021 года к Международному дню человека с синдромом Дауна был подготовлен инклюзивный танец «Мой дом – Беларусь» с участием детей, обучающихся в ЦКРОиР и учащихся 2-го класса ГУО «СШ д.Клейники имени Ю.В.Харитончика».
В областном творческом инклюзивном фестивале «Вместе мы сможем больше», приуроченном Международному дню защиты детей, участвовало 39 детей с ОПФР (из них 6 детей-инвалидов). Два ребёнка-инвалида 01.06.2021 участвовали в инклюзивном музыкальном номере «Беларусь – ты мой родны кут».
Для детей – инвалидов ГУО «ЦКРОиР Брестского района», ГУО «Ясли-сад д.Клейники», ГУО «СШ д. Клейники им. Харитончика Ю.В.» по инициативе членов Молодёжного парламента силами учащихся ГУО «Клениковская школа искусств» 03.12.2021 года было проведено инклюзивное мероприятие к Международному дню инвалидов «Дорогой добра».
В учреждениях образования Брестского района проводится определённая работа по вовлечению детей с особенностями психофизического развития, в том числе детей-инвалидов, в инклюзивные туристические мероприятия. Это прежде всего экскурсии в Брестскую крепость, Беловежскую пущу, парк «Первое мая» (в г. Бресте), Брестский музей железнодорожной техники, музей пожарной службы Брестчины. Посещая эти места, дети-экскурсанты знакомятся с бессмертным подвигом защитников рубежей нашей Родины, разнообразием флоры и фауны. Привлекают детей аттракционы, техника разных лет.
Традиционными стали экскурсии детей с особенностями психофизического развития совместно со своими сверстниками на сельскохозяйственные предприятия, предприятия промышленности, бытового обслуживания населения, расположенные на территории агрогородков и других населённых пунктов Брестского района, что в значительной мере расширяет их кругозор и служит хорошим ориентиром для выбора будущей профессии.
Дети-инвалиды ГУО «Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Брестского района» являются частыми гостями конно-спортивного клуба «Пегас». Работники клуба организуют для детей конные прогулки в любое время года.
Участвуют дети с особенностями психофизического развития и в экскурсиях, которые проводятся туристическими фирмами по памятным местам области, республики.
Проводится работа по вовлечению детей с ОПФР в кружки, секции и т.д. По состоянию на 29.11.2021 года 68% детей-инвалидов, посещающих учреждения дошкольного образования, и 56% инвалидов-школьников охвачены дополнительным образованием.
Приобретение опыта совместной деятельности – мощное социальное средство обучения детей. Совместная работа помогает ребятам (не только «обычным» школьникам, но и детям с ОПФР) поменяться внутренне и даже внешне. Происходит развитие таких важных навыков как: социальная компетентность, обретение социального опыта взаимодействия со сверстниками, навыки решения проблем, независимость, самоконтроль.
Выступление Терещук Л.В., директора ГУО ЦКРОиР Брестского района
Здоровьесберегающие инклюзивные практики с детьми с тяжелыми нарушениями развития.
Во всем мире инвалидность рассматривается как одна из форм человеческого многообразия. Вместе с тем, общеизвестно, что здоровье - одна из важных социальных ценностей современного общества.
Здоровый образ жизни для детей с ОПФР занимает очень важное место. Одной из главных задач данного направления является подготовка ребенка ко взрослой жизни. Формирование у ребёнка умения адаптироваться к среде проживания, рационально организовывать свою самостоятельную деятельность, в том числе и деятельность по ведению здорового образа жизни.
Всем понятно, что только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области сохранения имеющегося у них здоровья.
Исходя из Концепции инклюзивного образования в РБ, в которой, в частности, говорится, что «выстраивание модели инклюзивного образования для данной обобщенной категории обучающихся обусловлено одним из следующих факторов:
- продолжительной практикой обучения и воспитания их в учреждениях специального образования, что может быть расценено как сегрегация, институциализация».
По нашему мнению, для преодоления сегрегации, институализации как нельзя лучше подходят здоровьесберегающие инклюзивные практики у детей с ТМН, и эта образовательная линия, на наш взгляд, может стать приоритетным направлением развития инклюзивной образовательной системы.
Основная цель привлечения детей с ограниченными возможностями к здоровому образу жизни через регулярные занятия физической культурой и инваспортом - восстановить утраченный контакт с окружающим миром, создать необходимые условия для воссоединения с обществом, участия в посильном и доступном общественно полезном труде и реабилитации своего здоровья.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка и его семьи должна превратиться из вспомогательного в главное направление в деятельности учреждения образования, в конкретном случае ЦКРОиР. Это может выражаться не только через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни, но и путём использования таких форм проведения здорового досуга, как проведение физкультурных занятий и прогулок вне территории центра - на детских общественных площадках, в парке, на занятиях и экскурсиях в конном спортивном клубе. Кроме того, физическая культура и спорт помогают психическому и физическому совершенствованию детей с ограниченными возможностями, способствуя их социальной интеграции и физической реабилитации.
У самих детей с ограниченными возможностями необходимо развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими. Очень важно найти индивидуальный подход. Особенно большое внимание необходимо обращать на коррекцию личности этих детей. Большей частью у таких детей отмечается повышенная возбудимость, вспышки гнева, легкая изменчивость настроения. Главное - привлекать детей к различным видам спорта. Например, с этого учебного года на базе нашего Центра действует кружок оздоровительной гимнастики «Юниор». В структуру занятий входят элементы адаптивной физкультуры, упражнения на моторику, общеукрепляющие и закаливающие упражнения, упражнения на расслабление и релаксацию. Занятия проводит педагог дополнительного образования (воспитатель центра) Прядко Оксана Васильевна. Реализуется индивидуальная образовательная программа дополнительного образования детей и молодежи физкультурно-спортивного профиля для ребенка-инвалида (колясочника) с нарушением опорно-двигательного аппарата. Индивидуальная программа разработана для подростка, учащегося 9-го класса СШ д. Черни, обучающегося на дому. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Вместе с ним занимаются еще 2 подростка с нарушениями ОДА.
Эффективность деятельности по формированию ЗОЖ и безопасного поведения детей с ОПФР зависит от успешности взаимодействия и взаимопонимания всех специалистов центра и родителей воспитанников. Семьям детей с ОПФР необходимо постоянно и планомерно помогать формировать навыки и умения ведения здорового образа жизни, заниматься физической культурой и спортом всей семьей.
Для этого предлагаем родителям сделать дома индивидуальное нестандартное оборудование, используя информацию из методической литературы и интернета. Используем инновационный метод «двойной мотивации», с помощью ходунков АРДОС, основанный на совместном выполнении двигательных действий взрослым и ребенком с НФОДА синхронно по заданной программе в «одной упряжке». Используем на занятиях ароматерапию, музыкотерапию, элементы психогимнастики, в работе с семьей - проведение разнообразных совместных практических мероприятий.
Совместно с благотоворительной организацией из г. Девентера (Голланди) летом 2019 года был разработан гуманитарный проект по здоровому образу жизни: семейный фитнес клуб «Класс!!!». Проект планируем осуществлять в 2019 году.
Главная идея – создание семейного фитнес - клуба, где родители и дети смогут совместно заниматься различными техниками фитнеса. Семейный фитнес - клуб позволит родителям совместно с детьми устраивать креативные тренировки и зажигательные спортивные тематические вечеринки. Так фитнес - клуб поможет укрепить детско-родительские отношения, а также поможет сплотить жителей местного сообщества (соседей, односельчан) и поможет семьям, имеющим детей с ограничениями преодолеть социальную изоляцию. Образовательная линия проекта позволит повысить компетенции заинтересованных специалистов.
В дальнейшем зал будет иметь удобный режим работы и свободный доступ к занятиям всей семьей, также может служить базой по отработке фитнес - технологий, методической лабораторией по апробации и отработке успешных реабилитационных практик для специалистов и родителей, будет центром для проведения здорового досуга всей семьей, с соседями и друзьями.
Цель и задачи данного проекта следующие - цель: преодоление социальной изоляции и формирования социальных навыков и здорового образа жизни детей от 1,5 до 18 лет с ограничениями, проживающих на территории Клейниковского сельского совета и Брестского района, через создание семейного фитнес - клуба.
Задача 1: создать техническую базу семейного фитнес - клуба для проведения совместного досуга родителей, детей с ограничениями, их братьев и сестер.
Задача 2: создать методическую базу для проведения занятий в фитнес - клубе, обучить волонтеров.
Задача 3: Обеспечить организацию работы фитнес - клуба, информировать местное сообщество, всех заинтересованных по вопросам работы семейного фитнес - клуба.
Целевая группа, на которую будет направлен проект: 10-15 семей с детьми с ограничениями, детьми-инвалидами Брестского района. 15-25 специалистов учреждений образования, культуры и социальной защиты, расположенных на территории Брестского района и Брестской области.
Опосредованно целевой группой могут стать представители других учреждений образования и культуры Брестского района и Брестской области, родительской общественности, ФАПов, сельских и поселковых советов, общественных организаций, заинтересованных в инклюзии детей с ограничениями - не менее 100 человек.
Занятий планируется проводить по следующим образовательным областям:
Итак, подводя итоги вышесказанного можно говорить, что при организации здоровьесберегающих инклюзивных практик с детьми с тяжелыми нарушениями развития выделяются основные направления:
- создание соответствующих условий для занятий физической культурой и спортом на спортивных сооружениях, в местах массового отдыха и социально значимых общественных местах;
- открытие кружков и объединений по интересам спортивного направления в системе дополнительного образования для детей-инвалидов;
- разработка и производство специализированного и (или) нестандартного, индивидуального пользования инвентаря и оборудования;
- подготовка тренеров, преподавателей и специалистов по работе с детьми с инвалидностью по адаптивной физической культуре и инваспорту;
- разработка и издание специализированных методик и программ.