Задержка психического развития

«Задержка психомоторного и речевого развития»

11.03.2019
Что такое задержка развития?
развернуть

«Задержка психомоторного и речевого развития»

Ранним возрастом принято называть довольно длинный временной отрезок  в жизни малыша – от рождения до 3-х лет. Это особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Для раннего детства характерен целый ряд особенностей.

Во-первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года связан с овладением ходьбой, 2-х лет — с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка. В критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

Другой особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание,  дефицит внимания со стороны взрослых и т.п.) может произойти утеря навыков, наблюдается явление «застревания» на более ранней ступени развития).

Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои очень значимые, «чувствительные»  сроки. Буквально это означает, что «всему свое время». К примеру, невозможно,  при всем желании родителей, научить ребенка ездить на велосипеде в 1 год, поскольку ещё не сформированы центры головного мозга, отвечающие за равновесие и определенный тип движения. Но это также и  означает, что если какая-то функция не начала формироваться в свой срок, она сформируется позже сама без ущерба для развития ребенка. К сожалению, легенда о Маугли остается лишь легендой, невозможно научить говорить ребенка, если упущены сроки овладения речью.

Еще одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.

Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного и речевого развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг во внутриутробном  и раннем послеродовом периоде. Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС, легкими родовыми травмами, недоношенностью, близнецовосгью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка, воздействием ряда других вредностей.

С позиции неискушенного наблюдателя дети  с задержкой психомоторного и речевого развития  не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок  позднее чем сверстники начал держать голову, сидеть, самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Сказывается и общая житейская практика в оценке развития речи – «все говорят, и он (она) заговорит». Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии — при выполнении заданий учебного типа. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

         Хочется отметить, что сам термин «задержка» пугает родителей, но он как раз отражает временной и временный характер данного состояния. Это значит, что развитие идет, но более медленными темпами, чем у большинства сверстников, и для малыша надо  создать определенные условия, чтобы это развитие немного подтолкнуть, простимулировать. К таким условиям относятся и целенаправленные и регулярные занятия со специалистами – психологом, логопедом, дефектологом, и отрегулированный режим дня, и даже (при необходимости) определенные изменения в питании.

         Кроме того, и это самое ценное, родители сами могут стать для своего малыша источником развития, ведь именно они находятся с ним постоянно в тесном контакте. Важно не только  выполнять рекомендации специалистов, но и постараться создать развивающую среду вокруг ребенка.  Поверьте, это совсем не трудно! Двигаясь постепенно, как по ступенькам, Вы сможете помочь ему овладеть  всеми «премудростями» окружающего мира. Здесь приведены самые простые и эффективные упражнения, которые Вы можете использовать. Удачи!

 

Использованы материалы: Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.»

свернуть