Задержка психического развития

Учим общению

22.04.2019

Учим общению

Здесь родителям необходимо прививать малышу навыки общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

  • 1 ступенька
  • учим умению слушать взрослого, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
  • учим выполнять упражнения, подражая движениям взрослого «повторяй за мной»;
  • формируем образ собственного Я, учим узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух «Кто это?, «Где ты, а где мама?»;
  • ·учим приветствовать и прощаться со взрослыми и детьми («покажи (скажи) до свидания». И т.п.
  • 2 ступенька
  • Закрепляем желание и готовность к совместной со взрослым деятельности – «Давай поиграем» (совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком);
  • учим подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т.
  • упражняемся в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос;
  • понимаем жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.).
  • учим узнавать себя и своих близких на фотографиях.
  • 3 ступенька
  • делаем что-то вместе: «давай уберем игрушки»;
  • побуждаем к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
  • учим имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот — зевнуть, вытянуть губы
  • подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
  • побуждаем к имитации выразительных движений в подвижных играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
  • учим узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
  • 4 ступенька
  • Расширяем диапазон игр с элементами сюжета «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом»;
  • учим обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию «пожалей Машу, ей больно» и т.п.

 

свернуть

Развиваем общую и меткую моторику

08.04.2019

Развиваем общую и меткую моторику

  • 1 ступенька
  • учим простым движениям: присесть, встать, топнуть, хлопнуть, покачать головой и т. п.);
  • нормализуем состояние тонуса мелких мышц, с этой целью можно использовать массаж пальцев и кистей рук в играх с грецким орехом, попеременно с холодной и горячей водой (аналогично с кубиком льда), с тестом, глиной;
  • вызываем интерес к творчеству, даем бумагу и карандаши,  побуждаем рисовать пальчиком и ладошкой. Не требуйте «правильного» рисунка, главное – деятельность!
  • 2 ступенька
  • учим имитировать более сложные действия: ходьба, прыжки, наклоны, подражаем  действиям с предметами: переносить, переставлять, перекладывать и т. п.
  • ·учим правильному захвату карандаша, выполняем свободные дугообразные, а также кругообразные движения рукой «Каляки-маляки», «Клубок», «Тучка», «Барашек»), сначала водим рукой ребенка, потом он сам.
  • 3 ступенька
  • играем в самые элементарные игры с пальчиками, например, «сорока – воровка», повторяем их каждый день.
  • играем в переноску, перекладывание и сортировку мелких предметов, нанизывание их стержень, шнурок, игры с крупной мозаикой, конструктором, все виды шнуровок.
  • учим застегиванию, липучек, замков, пуговиц .
  • используем крупные раскраски.
  • 4 ступенька
  • Учим выполнять серию движений по подражанию («давай-ка сделаем зарядку, повторяй за мной».
  • развиваем навыки застегивания (пуговиц, кнопок, липучек) и шнуровки;
  • учим элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?»);
свернуть

Развиваем речь

30.03.2019

Развиваем речь.

  • 1 ступенька. Понимание

Прежде чем развивать самостоятельную речь малыша, необходимо убедиться, что он полностью понимает  обращенную речь.

  • ребенок должен понимать и соотносить слово со знакомыми предметами обихода, игрушками, действиями: «покажи зайку», «открой ротик» и т.п.;
  • учить понимать элементарные однословные инструкции: «Дай». «Возьми», «Иди» и т. п. и вопросы «Кто это?», «Где?», «Что?»;
  • учить вслушиваться в речь взрослого, реагировать на обращение по имени.
  • следует побуждать ребенка произносить имеющиеся лепетные слова по отношению к определенному предмету.
  • 2 ступенька. Лексика
  • Совершенствовать навыки звукоподражания: «Ау», «Уа», «Ту-ту», «Бум-бум», «Бах», «Мяу» и т.п.;
  • обогащать речь, формировать понимание существительных — названий частей тела: рука, нога, голова, нос, глаза и т. д. и частей тела животных: лапа, хвост, уши и т. д.;
  • учить понимать и выполнять инструкции: найди, покажи, дай, назови, принеси, подними, открой, закрой; понимать прилагательные: дай большой, дай маленький мяч; местоимения: я, ты, мой, твой, такой;
  • побуждать к построению грамматических конструкций, заканчивая фразу звукоподражанием: киска мяукает «мяу», машина гудит «би-би», собачка лает «гав-гав»;
  • закреплять умение выполнять простые инструкции.
  • 3 ступенька Простые фразы
  • повторяем звукосочетания гласных, подражая артикуляции взрослых: А, У, И, АУ.
  • узнаем предметы по их названию: игрушки, части тела, предметы одежды, предметы туалета, домашнего обихода, природные явления (дождь, снег, солнышко), названия животных. ·         учить выполнять по инструкции действия с хорошо знакомыми предметами. При этом взрослый комментирует действия ребенка, подводит им итог, побуждает к этому самого ребенка.
  • побуждаем к высказыванию просьб («Дай», «Еще», «Покажи»), выражению своего состояния, потребностей ( глаголами: «Не хочу», «Пойду гулять» и междометиями: «Ах», «Ну», «Вот»);
  • учим активно использовать звукоподражания животным, транспорту, музыкальным инструментам («Мяу», «Ав-ав», «Би-би», «У-у-у», «Ду-ду», «Бам-бам»);
  • учим в речи использовать существительные в форме винительного падежа единственного числа в значении объекта («Кушай кашу», «Одень куклу») и т.п. ;
  • учим понимать существительные в форме дательного падежа в значении лица («Дай маме куклу», «Покажи маме мячик»);
  • Учить понимать и воспроизводить по подражанию двусоставные нераспространенные предложения («Я иду», «Собачка лает»), распространять фразу за счет звукоподражаний («Киска мяукает «мяу»);
  • учим понимать и выполнять двухступенчатые инструкции («Подойди ко мне и возьми куклу»);
  • понимать двухсловные сочетания с прилагательным («серый зайка»), наречиями («громко плачет», «тихо пищит»).
  • 4 ступенька Совершенствуем речь и обогащаем словарь
  • учим подражать произнесению гласных (А, У, И, О), сочетаний гласных (УА, АУ, ИА);
  • учим понимать и употреблять наиболее употребительные названия одежды, мебели, посуды, домашних и диких животных;
  • учим понимать и использовать глаголы с противоположными значениями: надень — сними, застегни расстегни, завяжи развяжи, повесь сними, достань убери, открой — закрой;
  • учим понимать и употреблять прилагательные, обозначающие названия основных цветов, материалов (теплый, пушистый), некоторых параметров величины (большой, маленький), некоторых свойств (новый, грязный, мокрый, сухой, чистый);
  • в активной речи использовать притяжательные местоимения (мой, мой, твоя), числительные (один, два);
  • понимать указания, обозначающие пространственные отношения («поставь на стол», «положи в ящик», «посмотри вверх», «посмотри вниз»).
  • понимать значение приставок некоторых глаголов (подойди, отойди, уехал, приехал, ушел, пришел и т. п.);
  • учим диалогу, отвечать на вопрос «Кому?», употребляя существительное в дательном падеже, побуждать обращаться с просьбой, вопросом;
  • учим воспроизводить по подражанию предложения («Я кушаю кашу»), («Дай зайке морковку»);
свернуть

Работаем над восприятием

27.03.2019

Работаем над восприятием

 Развитие зрительного восприятия

  • 1 ступенька
  • привлекаем внимание ребенка к предметам и явлениям, обеспечивая положительную мотивацию (яркие игрушки, выразительные формы и т.п.);
  • фиксируем взгляд  на объекте, сосредотачиваемся, прослеживания за его перемещением в малом пространстве («посмотри, куда полетел мячик, полетел – полетел, а потом сел!»;
  • развиваем способность узнавать предметы обихода и игрушки, «Дай киску», «Покажи мячик»,
  • развиваем зрительное внимание и зрительную память (игры типа «Где мышка?», «Куда убежал зайка?»). При этом объекты перемещаются на глазах ребенка.
  • 2 ступенька
  • учим сравнивать  и выбирать: «Дай такую же игрушку». «Найди одинаковые мячики», комментируем и подводим итог: «Правильно, это одинаковые мячики, у тебя такой же как мой»);
  • учим соотносить предмет и его изображение, узнавать на картинке «где здесь нарисован мячик?»;
  • учим различать два объекта признаку величины ( «где кружка большая, а где маленькая?»);
  • развиваем ориентировку в пространстве , прежде всего в собственном теле: «Покажи, где у тебя головка, ручки, ножки». Узнаем части тела при у куклы.
  • 3 ступенька
  • учим различать форму: «Дай такую же фигурку». Сопровождаем действия ребенка речью: «Молодец, у меня кубик и у тебя, они одинаковые». Различаем основные формы - круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (кирпичик)
  • учим воспринимать предметы по количеству: «где один, а где много»;
  • учим собирать разрезную картинку из двух половинок (яблоко, мяч, кубик и т.п.)
  • совершенствоваем ориентировку в собственном теле, частях тела другого человека, куклы, игрушечных животных («Покажи, где у зайки ушки, лапки, хвостик») и их изображениях.
  • 4 ступенька
  • учим распознавать цвет: «Дай такую же ленточку».  Комментируем и обобщаем: «Правильно, у меня красная ленточка и у тебя, смотри: они одинаковый, красные». Названия цвета не требуем.
  • учим воспринимать предметы по количеству: один-много, один-два. «Дай один, покажи, где много», «Дай столько же (один, два)» и т. п.;
  • развивать оптико-пространственные функции в играх с разрезными картинками (изображение на карточке с белым фоном);
  • играем с пирамидкой, матрешкой, кубиками
  • развивать пространственный гнозис в конструировании по подражанию и образцу (используется настольный строительный материал, а также арифметические палочки, из которых ребенок складывает простые фигуры);
  • формировать пространственные ориентировки в координатах вверху-внизу.

Развитие слухового восприятия

  • 1 ступенька
  • учим сосредотачиваться на звуке: «Угадай, где погремушка?», «где шумит водичка?»
  • 2 ступенька

-       учим узнавать на картинках предметы и животных, ориентируясь на звукоподражания: «Чу-чу чу»-что это едет?», «Би-би» а это что?», «Кто тебя зовет «мяу»?»

  • 3 ступенька
  • узнаем и различаем гласные звуки «А», «О», «И»: «Мама поет песенку, качает дочку: «А-а-а», «Кто поет, покажи картинку?», «Кукла плачет: «О-о-о», пароход гудит: «У-у-у», мышка пищит: «И-и-и»;
  • 4 ступенька
  •  
  • учим ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса: «Кто мяукает — большой кот или маленький котенок, большая или маленькая дудочка играет?», «Кто тебя зовет — большой мишка или маленький: «Ау» ?»
  • учи вслушиваться в интонации взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепот).
свернуть

Познаем предметный мир

26.03.2019

Познаем предметный мир

  • 1 ступенька
  • обучаем действиям с предметами домашнего обихода: ложкой, чашкой, совком, ведерком, лейкой. Учим сначала удерживать, потом использовать по назначению. Помогаем, «давай вместе возьмем ложечку».
  • 2 ступенька
  • Совершенствовать хватание щепотью, указательным и большим пальцем («возьми сам чашку, ложку и т.п.»);
  • упражняемся в захватывании и переноске предметов, разных по величине и форме («Собери мячики», «Собери кубики, колечки, палочки»);
  • учим использовать подручные средства проблемных ситуациях: «Достань конфету», «Достань игрушки из банки» и т. п.
  • 3 ступень
  • Развиваем тактильный восприятие, учим ощупывать предмет, обводить пальцем его контур, различать его свойства «смотри, какой мягкий, твердый, колючий и т.п.»;
  • Учим собирать пирамидку из 3 колец с учетом величины, разбирать и складывать 2-составную матрешку;
  • учим соотносить пары предметов по величине, например, подобрать разным по величине куклам посуду, одежду, мебель;
  • учим рисовать пальчиком на столе и в воздухе контур круга, квадрата;
  • учим по воспроизводить простейшие постройки по образцу: «сделай башенку как у меня».
  • 4 ступень
  • Совершенствуем тактильное восприятие: учим различать температурные свойства (холодный, горячий, теплый);
  • учить практическому различению на ощупь особенностей фактуры (гладкий, твердый, пушистый, мягкий).
  • учим предметно-игровым действиям: покатай машину, прокати куклу, покорми зайца, укачай куклу.
свернуть

«Задержка психомоторного и речевого развития»

11.03.2019
Что такое задержка развития?
развернуть

«Задержка психомоторного и речевого развития»

Ранним возрастом принято называть довольно длинный временной отрезок  в жизни малыша – от рождения до 3-х лет. Это особый период становления органов и систем, формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период совершенствуется способность мозга принимать сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу для дальнейшего интеллектуального развития ребенка. Для раннего детства характерен целый ряд особенностей.

Во-первых, это чрезвычайно быстрый темп развития, которое имеет скачкообразный характер. Периоды медленного накопления чередуются с критическими периодами: кризис 1 года связан с овладением ходьбой, 2-х лет — с переломным моментом в развитии речи, началом развития речемыслительной деятельности, а также с развитием наглядно-действенного мышления. В три года начинается развитие самосознания ребенка. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребенка. В критические периоды у ребенка могут наблюдаться некоторые особенности в поведении, снижение работоспособности, функциональные расстройства.

Другой особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость и незавершенность формирующихся навыков и умений. Под влиянием неблагоприятных факторов (стресс, перенесенное заболевание,  дефицит внимания со стороны взрослых и т.п.) может произойти утеря навыков, наблюдается явление «застревания» на более ранней ступени развития).

Причина неравномерности развития психики ребенка раннего возраста определяется тем, что созревание различных функций происходит в различные сроки. Для каждой психической функции существуют свои очень значимые, «чувствительные»  сроки. Буквально это означает, что «всему свое время». К примеру, невозможно,  при всем желании родителей, научить ребенка ездить на велосипеде в 1 год, поскольку ещё не сформированы центры головного мозга, отвечающие за равновесие и определенный тип движения. Но это также и  означает, что если какая-то функция не начала формироваться в свой срок, она сформируется позже сама без ущерба для развития ребенка. К сожалению, легенда о Маугли остается лишь легендой, невозможно научить говорить ребенка, если упущены сроки овладения речью.

Еще одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его нервно-психическую сферу.

Психомоторное развитие ребенка в первые годы его жизни зависит от многих факторов, прежде всего от наследственных особенностей, общего состояния здоровья, пола, окружающей среды. Задержку психомоторного и речевого развития могут вызвать различные неблагоприятные факторы, воздействующие на развивающийся мозг во внутриутробном  и раннем послеродовом периоде. Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС, легкими родовыми травмами, недоношенностью, близнецовосгью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка, воздействием ряда других вредностей.

С позиции неискушенного наблюдателя дети  с задержкой психомоторного и речевого развития  не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребенок  позднее чем сверстники начал держать голову, сидеть, самостоятельно ходить, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. Сказывается и общая житейская практика в оценке развития речи – «все говорят, и он (она) заговорит». Повышенная возбудимость, неустойчивость внимания, быстрая утомляемость сначала проявляются на поведенческом уровне и лишь впоследствии — при выполнении заданий учебного типа. К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети мало активны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

         Хочется отметить, что сам термин «задержка» пугает родителей, но он как раз отражает временной и временный характер данного состояния. Это значит, что развитие идет, но более медленными темпами, чем у большинства сверстников, и для малыша надо  создать определенные условия, чтобы это развитие немного подтолкнуть, простимулировать. К таким условиям относятся и целенаправленные и регулярные занятия со специалистами – психологом, логопедом, дефектологом, и отрегулированный режим дня, и даже (при необходимости) определенные изменения в питании.

         Кроме того, и это самое ценное, родители сами могут стать для своего малыша источником развития, ведь именно они находятся с ним постоянно в тесном контакте. Важно не только  выполнять рекомендации специалистов, но и постараться создать развивающую среду вокруг ребенка.  Поверьте, это совсем не трудно! Двигаясь постепенно, как по ступенькам, Вы сможете помочь ему овладеть  всеми «премудростями» окружающего мира. Здесь приведены самые простые и эффективные упражнения, которые Вы можете использовать. Удачи!

 

Использованы материалы: Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей.»

свернуть