Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Дата была установлена резолюцией № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с целью подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.
В 2023 году Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма посвящен вопросам обеспечения инклюзивного и справедливого качественного образования и поощрения возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех, как основы для улучшения жизни людей и сокращения неравенства.
До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.
Согласно принятой в Республике Беларусь Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.
Аутизм широко распространен во всех регионах мира, и непонимание особенностей этого расстройства имеет существенные негативные последствия для людей, их семей и сообществ, в которых они живут.
Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.
Аутизм - это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии.
Аутизм - это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности.
Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.
Интересные факты
Первый научный труд, описывающий симптомы аутизма, был написан в 1943 году. Его авторство принадлежит знаменитому психиатру Лео Каннеру.
Такая патология нервной системы наблюдается у 1-6 ребенка на тысячу.
Заболеванию подвержены люди разных рас и этнических групп.
Около 44% детей с аутистическим синдромом обладают интеллектом среднего уровня и выше.
Существующие методы лечения не позволяют излечить болезнь, хотя в детском возрасте возможны ремиссии.
Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра
Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, делают жизнь детей с расстройствами аутистического спектра проще. Детям хорошо и спокойно живется, когда они уверены, что «завтра» будет похоже на «вчера». И желательно в мельчайших деталях. Если ребенок привык, что он чистит зубы зеленой щеткой и кладет ее строго на вторую полочку справа, то не стоит перекладывать ее на другое место – это может сильно его расстроить. Если что-то пошло не по плану, ребенок с РАС не всегда может справиться с эмоциями. Может произойти сильный эмоциональный всплеск. Поэтому, если вы вдруг увидели ребенка, бьющегося в истерике (например, в супермаркете), не стоит делать скорые выводы о его невоспитанности. Возможно, у него проблемы другого характера и перед вами тот самый эмоциональный всплеск. Если рядом с ребенком есть взрослый, постарайтесь адекватно реагировать на происходящее и не акцентировать на этом свое внимание и внимание окружающих. Максимум, что вы можете сделать, – в мягкой форме поинтересоваться у взрослого, не нужна ли помощь.
Дети с РАС лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. С ними не работает способ «Повтори много раз, и он тебя услышит и выполнит просьбу» или фраза «Я же тебе сто раз сказала». Не работает не потому, что они не слышат, а потому, что иначе воспринимают информацию. Представьте, что вы попали в иностранное государство. Вы хотите есть, пить, спать. Но вы не знаете языка, а вокруг много активных людей, которые все время разговаривают. Для вас эти разговоры лишь шумовой фон, который вас начинает утомлять. Так вот, человек с аутизмом – это и есть тот самый иностранец, попавший в чужое государство. И самый простой способ коммуникации для него – это визуализация. Попросту говоря, картинки. На карточках изображаются предметы, свойства, действия. Протягивая ребенку карточку с изображением бутерброда, взрослый как бы совершает акт коммуникации, говорит ему: «Хочешь бутерброд?»
В общении с ребенком с РАС почти всегда действует так называемое правило «Один-один». Если ребенок говорит вам одно слово, вы отвечаете ему тоже одним словом. Когда хотите позвать ребенка погулять, не надо говорить «Ой, на улице погода хорошая, можно прогуляться». Ему сложно вычленить из этой фразы главное, и, скорее всего, он просто зависнет на вопросе. Надо говорить медленно, спокойно, односложно. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить: «Гулять?»
Ребенок не поймет вас, если вы скажете: «У меня голова раскалывается», – потому что буквально представит, как голова распадается на части. Надо объясняться проще: «Болит голова».
Коммуникация с ребенком, у которого есть расстройства аутистического спектра, не должна происходить в спешке. Взрослому, задающему ребенку вопрос «Гулять?», не стоит рассчитывать на моментальный ответ. Обработка информации происходит у всех по-разному. Кому-то требуется 10 секунд, кому-то минута, а кому-то и больше. Если много раз задавать один и тот же вопрос с расчетом на то, что ребенок быстрее ответит, можно только усугубить ситуацию.
Если вы знаете, что вам предстоит коммуникация с ребенком, у которого РАС, постарайтесь организовать пространство соответствующим образом. Уберите то, что нельзя брать, отгородите пространство, за которое нельзя заступать. Лучше заранее обозначить место, где ребенку нужно стоять, сидеть, выполнять оответствующее действие. Для организации пространства не понадобятся никакие специальные предметы, вполне можно обойтись стульями, веревкой, кубиками.
Представьте компьютер, которому вы даете команду, но он обрабатывает ее медленнее, чем обычно. Вы хотите ускорить процесс и повторно нажимаете на кнопку, которую уже нажимали. А потом еще и еще. Что вы получаете? На устройстве зависают все программы на очень продолжительное время. Приблизительно то же происходит с ребенком, которого вы несколько раз спросили, хочет ли он, например, в туалет. Научитесь молча ждать, и в большинстве случаев получите ответ.
Давайте ребенку сенсорную разгрузку
У каждого человека есть какие-то ритуалы, которые успокаивают его. Для детей с РАС это особенно важно. Даже сама мысль о том, что они смогут пойти и сделать что-то приятное для себя, уже расслабляет. Например, кому-то нужно посидеть в темной и тихой комнате, покачаться в гамаке, другому пощелкать пальцами пупырчатую пленку или погладить шершавую ткань. Кому-то важно, чтобы его придавили сверху или сильно сжали в объятьях. Здесь нет универсального рецепта, так что важно наблюдать.
Не забывайте поощрять ребенка
Положительное подкрепление – то, что заставляет людей двигаться вперед. Дети с РАС не исключение. Поэтому не стоит концентрироваться на наказаниях, когда ребенок ведет себя как-то не так. Лучше просто проигнорировать такое поведение, если оно не выходит за границы допустимого. Гораздо эффективнее работает положительное подкрепление.
Надо дождаться момента, когда ребенок сделает то, что вы от него хотели, и поощрить его. Поощрения могут быть разными. Кто-то из детей с удовольствием согласится сделать что-то за конфетку, а другой будет согласен за капусту. Кто-то выполнит задание только ради того, что вы погладите его по спине.
Следует постепенно уходить от поощрений едой и переходить к поощрению действием (разрешить покачаться, попрыгать на батуте, побегать) или словами («Молодец», «Дай пять» и другие). Достаточно эффективна жетонная система поощрений: чтобы получить желаемое, ребенок должен собрать необходимое количество жетонов, смайликов или значков.
Конечно, эти правила, которые вот так запросто укладываются в восемь пунктов, не универсальны. Тот, кто хоть раз сталкивался с людьми, у которых есть расстройства аутистического спектра, подтвердит: если вы знаете одного ребенка с аутизмом, вы знаете только одного ребенка с аутизмом. И тем не менее, именно с этой информации стоит начинать коммуникацию с особенным ребенком. И тогда все обязательно получится!
Расстройство аутистического спектра (РАС).
Термин РАС охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом.
РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле, являются синонимами. Винг и Гульд отмечали в своем исследовании, что хотя описание аутизма, действовавшее на тот момент (первое описание аутизма, опубликованное психиатром Лео Каннером в 1943 году), хорошо подходило многим детям, было не меньшее число детей, которые соответствовали этому описанию лишь частично.
Винг и Гульд отметили, что создавалось впечатление континуума или спектра симптомов аутизма. На тот момент не было формального определения для РАС. Однако до недавнего времени это был неофициальный термин, широко принятый в сообществе аутизма. Про людей с аутизмом часто говорят, что они «в спектре аутизма» или «имеют РАС».
Установление диагноза.
Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма.
Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями.
Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм».
Симптомы аутизма.
Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.
Критерии ВОЗ для диагностики РАС:
Нарушения социального взаимодействия — самые важные симптомы аутизма:
2.Нарушения в сфере коммуникации.
Нарушения коммуникации – также ведущий симптом аутизма.
Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов.
Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС.
В некоторых случаях стремление к необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.
У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта.
Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна.
Рекомендации родителям и специалистам
по взаимодействию с ребенком с аутистическими нарушениями
Речь – что-то абстрактное и мимолетное. Аутичный человек с трудом понимает и обрабатывает речевую информацию.
1.Поэтому в общении с ребенком с аутистическими нарушениями необходимо использовать краткие четкие предложения.
Объяснение материала с действиями и развернутыми комментариями может вызвать у ребенка дополнительное смятение, поскольку в этом случае необходима обработка информации по двум каналам одновременно: акустическому и визуальному.
У детей с аутистическими нарушениями понимание просьбы или требования часто связано с конкретной ситуацией. Информацию они получают не столько из слов, сколько от визуальных раздражителей, которые связаны с данной ситуацией.
Адресованные ребенку обращения понимаются им буквально. То, что подразумевается дети с аутистическими нарушениями понимают с большим трудом или вообще не понимают. Соответственно смысл шутки или иронических замечаний ребенок не понимает.
У детей с аутистическими нарушениями возникают большие трудности с сообщением собственных потребностей.
Понимание причинно-следственных взаимосвязей для ребенка с аутистическими нарушениями в основном не доступно. А различные события разделяются и рассматриваются ими независимо друг от друга.
6.Поэтому помогайте ребенку разобраться с причинно-следственными зависимостями с опорой на реальную ситуацию или сюжетные картинки.
Желание ребенка с аутистичными нарушениями вступать в контакт с другими, только ради самого общения либо слишком мало, либо оно совершенно отсутствует, так как незначительна и сама мотивация коммуникации.
7.Формируйте мотивацию общения путем выстраивания эмоционально-положительного взаимодействия ребенка как со сверстниками. Так и с взрослыми.
Даже при хороших речевых способностях ребенок с аутистическими нарушениями не может построить настоящий диалог, при котором чередуются роли разказчика и слушателя
При аутизме наблюдаются необычные речевые признаки- стереотипные высказывания, которые не всегда адекватны ситуации, собственные необычные слова, частые вопросы и эхолалия. Эхолалия – это небессмысленное механическое повторение услышаного, в ней есть коммуникативный аспект, который, однако, не всегда понятен окружающим.
9.В связи с этим необходимо помнить, что нельзя ребенку с аутистическими нарушениями запрещать прибегать к стереотипам, так как это может спровоцировать более грубую стереотипию. Речевой стереотип, как и любой другой, часто служит для ребенка способом успокоения, снятия нервно-психического напряжения, а также -самостимуляцией.
Рекомендации подготовлены педагогом-психологом Ж.К.Давыдовой
Слово "аутизм" все чаще звучит с экранов телевизоров, о нем пишут и говорят, создаются специальные сообщества родителей, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра. Что же это за болезнь? По каким признакам ее можно диагностировать у ребенка и поддается ли она терапии?
Аутизм — патологический процесс, для которого характерны проблемы с социальной адаптацией, речью, умственным развитием. Если рассматривать аутизм с широкой точки зрения, то это комплекс патологий (расстройств аутистического спектра) с похожей симптоматикой.
До середины 20 века болезнь встречалась очень редко. В настоящее время наблюдается существенное увеличение количества маленьких пациентов с таким недугом, что вызывает серьезные опасения у медиков.
Точные причины развития патологии не установлены. Специалисты едины во мнении, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов, таких как:
Для того чтобы своевременно обнаружить первые проявления аутизма, родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка и его реакциями на окружающий мир. Характерные для заболевания симптомы, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет. У ребенка могут наблюдаться лишь незначительные отклонения (нарушение речевой функции), в более тяжелых формах присутствует большинство признаков патологии.
Симптоматика аутизма:
Физиологические признаки, которые часто наблюдаются у аутистов:
Главные методы лечения заболевания — психотерапия и социальная адаптация. Терапия аутизма является длительным и сложным процессом, тяжелым как физически, так и морально. Родители должны приготовиться к тому, что лечение может не только способствовать снижению проявлений патологии, но и не принести положительного результата спустя годы.
Рекомендации для родителей:
Медикаментозные средства не способны вылечить аутизм, однако с их помощью можно устранить сопутствующие симптомы заболевания.
Цели использования аптечных препаратов:
Аутизм — заболевание, которое требует от родителей маленького пациента временных и моральных затрат. Прогноз зависит от индивидуальных особенностей ребенка и усилий, которые затрачивают мама и папа, чтобы он легче адаптировался к социуму. Терапия длится на протяжении всей жизни, при этом многие дети начинают идти на контакт с окружающими уже через несколько месяцев после начала лечения.
Также узнайте первые симптомы проблем с сердцем у малыша, будьте бдительны!
Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей аутистическими нарушениями в условиях семьи и образовательного учреждения
Предметные ресурсы
Игрушки, предметы не должны вызывать у детей негатива или страх. Специальная организация учебного помещения с обязательным наличием зон уединения, домиков для отдыха, адресное программно-методическое обеспечение, ориентированное на детей данной категории
Пространственная организация способствует его спокойствию, успешному обучению. Порядок, отсутствие отвлекающих деталей, наличие своего рабочего уголка делают плодотворнее деятельность. Важно, чтобы ребенок видел, где и чем он занимается: где он одевается, где играет, где кушает, а где может посмотреть книги, где можно попрыгать, а где можно побыть одному. При организации пространства взрослые используют положительное эмоциональное комментирование (здесь мы кушаем, здесь одеваемся). Это поможет сформировать простые бытовые стереотипы. Комфортно ребенку с аутистическими нарушениями будет в том помещении, которое соответствует следующим требованиям:
3.Из доступного ребенку пространства удаляются опасные предметы, которые нельзя трогать (так как они могут напугать, разбиться, порезать и т.д.). С другой стороны, в помещении располагается достаточное количество разных интересных игрушек, любую из которых ребенок может посмотреть, потрогать, взять.
Визуализация пространства
Все зоны обозначаются пиктограммами (картинками с символами), отражающими определенную рабочую зону.
Во время пребывания ребенка в учреждении выделяется свободное время для самостоятельного выбора им занятий. Создается зона отдыха, уголок уединения.
Организация учебного места
Специально оборудованное учебное место: стол, стул, стеллаж. Располагают их в тех местах, где ребенок не видит ни посторонние предметы, ни людей, чтобы ему было достаточно трудно выйти из-за стола. При высокой тревожности у ребенка необходимо использовать ширмы или устанавливать рабочий стол таким образом, чтобы ребенок сидел за ним лицом к стене, спиной к остальным детям.
Размещение рабочих материалов
Материалы для занятий располагаются на стеллаже, слева от стола (если ребенок правша). Предметы, необходимые для работы, размещаются в разных коробках. Справа от стола размещается коробка с отработанным материалом. В работе с ребенком с аутистическими нарушениями эффективна позиция взрослого позади. В момент удачи взрослый находится лицом к лицу с ребенком.
Визуализация времени
Дети с аутизмом чувствуют себя спокойнее, если существует четкий распорядок дня. Последовательность действий в виде дневного расписания (режима дня) помогает детям видеть, что они будут делать сейчас, что осталось сделать до прогулки и т.д. Такое расписание надо расположить на доступном ребенку уровне восприятия. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка расписание может состоять из реальных предметов, в виде фотографий, картинок, схем. По мере выполнения очередного действия их либо закрывают, либо убирают, либо передвигают стрелку. Развернутое расписание хорошо использовать как в условиях дома, так и в условиях центра.
Взрослые используют режим положительного эмоционального комментирования. Вначале распорядок дня лучше составить из приятных или нейтральных для ребенка занятий.
При работе с данной категорией детей актуально использование поддерживающей коммуникации в виде карточек, символов, пиктограмм. Например, если ребенок хочет пить, взрослый предлагает ему вначале показать реальный предмет- чашку, а позднее карточку с изображением чашки. Если взрослый показывает тарелку, а затем рисунок тарелки, значит наступило время обеда.
Дидактический материал
При выборе игрушек следует помнить:
Рекомендуемый набор игрушек:
Для ребенка с аутистическими нарушениями важно, чтобы все предметы, которые он привык использовать и находить на определенном месте, всегда были именно там. Отсутствие игрушки на привычном месте может вызвать у ребенка аффективную вспышку, истерику. Педагогам (родителям) нужно следить, чтобы после занятий все возвращалось на свое место
Информацию подготовила педагог-психолог Давыдова Ж.К. по материалам книги «Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями» под редакцией И.В.Ковалец, Т.Л.Лещинской, Минск «Народная асвета»2014 год
Еще раз об аутизме
Ваш ребенок вас не слышит, не реагирует на просьбы и требования, он не разговаривает и, если иногда в состоянии радости или недовольства произносит отдельные слова, то на ваши вопросы не отвечает. Объяснения такому поведению могут быть разные. Одним из объяснений может быть медицинский диагноз аутизм – сложное психическое расстройство. Выставляет этот диагноз детский психиатр, хотя опытные специалисты -смежники учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педиатры) могут данный диагноз предполагать.
Аутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности.
Диагностировать ранний детский аутизм можно на первых порах жизни ребенка. Уже в грудном возрасте у этих детей можно наблюдать:
Привлечь внимание ребенка невозможно. Некоторые раздражители (музыка, голос, шум листвы, стук дождя, прикосновение, цвет, температура, одежда, продукты) провоцируют истерики, самоагрессию, агрессию.
На втором году жизни обращают на себя внимание особенности речи: слабая артикуляция, склонность к словесным стереотипам (повторяют отдельные слова, фразы, отдельные звуки, слоги), отсутствие речи. Игры однообразны (может долго трясти погремушкой, возить машинку). При этом ребенок раскладывает игрушки в жесткой последовательности или использует их в жесткой очередности (после красной машинки обязательно должна стоять желтая, а после желтой - зеленая и т.д.).
В большинстве случаев дети характеризуются вялостью. Отсутствием интереса к окружающему. Отмечается легкость возникновения страхов, особенно при смене обстановки.
На первом году жизни отмечаются двигательные стереотипы: сгибание и разгибание пальцев рук, взмахи руками, крутит колеса машинки, машет руками перед глазами и др.
Таким образом, у детей с синдромом РДА уже в младенческом возрасте можно заметить как первичные нарушения (слабость общего и психического тонуса, повышенная чувствительность к обычны физическим и эмоциональным раздражителям, их непереносимость). Так и вторичные расстройства – проявления самого аутизма.