Аутизм

О Всемирном дне распространения информации о проблеме аутизма

02.04.2023

Ежегодно 2 апреля отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Дата была установлена резолюцией № A/RES/62/139 от 18 декабря 2007 года на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН с целью подчеркнуть необходимость помогать людям, страдающим неизлечимым заболеванием, и повышать уровень их жизни.

      В 2023 году Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма посвящен вопросам обеспечения инклюзивного и справедливого качественного образования и поощрения возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех, как основы для улучшения жизни людей и сокращения неравенства.

До настоящего времени нет единой концепции относительно причин возникновения РАС. Многочисленные мировые исследования выявляют множество причин развития заболевания, а это значит, что аутизм может постучать в любую дверь, прийти в любую семью.

Согласно принятой в Республике Беларусь Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), детский аутизм – это общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения и активности. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (от англ. pervasive – проникающий, распространяющийся повсюду), то есть охватывающих все области психики.

Аутизм широко распространен во всех регионах мира, и непонимание особенностей этого расстройства имеет существенные негативные последствия для людей, их семей и сообществ, в которых они живут.

Аутизм – это нарушение развития нервной системы, которое проявляется в течение первых трех лет жизни. Это заболевание диагностируется при наличии трех симптомов: недостатка социальных взаимодействий, нарушенной взаимной коммуникации, ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

Аутизм - это не один какой-то симптом, а это целый комплекс симптомов, которые взаимосвязаны друг с другом и для установления диагноза все симптомы должны быть в наличии.

Аутизм - это спектральное расстройство. Спектр означает многообразие проявлений заболевания – от лёгких, хорошо поддающихся коррекции случаев, до самых тяжелых случаев, таких, когда речь идёт об инвалидности.

Необходимо помнить, что ребёнок рождается с аутизмом, а проявления расстройства заметны в первые три года жизни ребёнка. Ребенок с аутизмом развивается иначе уже с самого рождения, его развитие искажается, поэтому внимательные родители уже в младенчестве замечают характерные особенности.

Интересные факты

Первый научный труд, описывающий симптомы аутизма, был написан в 1943 году. Его авторство принадлежит знаменитому психиатру Лео Каннеру.

Такая патология нервной системы наблюдается у 1-6 ребенка на тысячу.

Заболеванию подвержены люди разных рас и этнических групп.

Около 44% детей с аутистическим синдромом обладают интеллектом среднего уровня и выше.

Существующие методы лечения не позволяют излечить болезнь, хотя в детском возрасте возможны ремиссии.

 

 

свернуть

Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра

15.02.2022

Как общаться с ребенком с расстройствами аутистического спектра

  1. Для детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) важно строгое соблюдение режима

Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, делают жизнь детей с расстройствами аутистического спектра проще. Детям хорошо и спокойно живется, когда они уверены, что «завтра» будет похоже на «вчера». И желательно в мельчайших деталях. Если ребенок привык, что он чистит зубы зеленой щеткой и кладет ее строго на вторую полочку справа, то не стоит перекладывать ее на другое место – это может сильно его расстроить. Если что-то пошло не по плану, ребенок с РАС не всегда может справиться с эмоциями. Может произойти сильный эмоциональный всплеск. Поэтому, если вы вдруг увидели ребенка, бьющегося в истерике (например, в супермаркете), не стоит делать скорые выводы о его невоспитанности. Возможно, у него проблемы другого характера и перед вами тот самый эмоциональный всплеск. Если рядом с ребенком есть взрослый, постарайтесь адекватно реагировать на происходящее и не акцентировать на этом свое внимание и внимание окружающих. Максимум, что вы можете сделать, – в мягкой форме поинтересоваться у взрослого, не нужна ли помощь.

  1. Используйте визуальное общение

Дети с РАС лучше воспринимают информацию визуально, чем на слух. С ними не работает способ «Повтори много раз, и он тебя услышит и выполнит просьбу» или фраза «Я же тебе сто раз сказала». Не работает не потому, что они не слышат, а потому, что иначе воспринимают информацию. Представьте, что вы попали в иностранное государство. Вы хотите есть, пить, спать. Но вы не знаете языка, а вокруг много активных людей, которые все время разговаривают. Для вас эти разговоры лишь шумовой фон, который вас начинает утомлять. Так вот, человек с аутизмом – это и есть тот самый иностранец, попавший в чужое государство. И самый простой способ коммуникации для него – это визуализация. Попросту говоря, картинки. На карточках изображаются предметы, свойства, действия. Протягивая ребенку карточку с изображением бутерброда, взрослый как бы совершает акт коммуникации, говорит ему: «Хочешь бутерброд?»

  1. Чем проще ваша речь, тем лучше

В общении с ребенком с РАС почти всегда действует так называемое правило «Один-один». Если ребенок говорит вам одно слово, вы отвечаете ему тоже одним словом. Когда хотите позвать ребенка погулять, не надо говорить «Ой, на улице погода хорошая, можно прогуляться». Ему сложно вычленить из этой фразы главное, и, скорее всего, он просто зависнет на вопросе. Надо говорить медленно, спокойно, односложно. Если хотите позвать на прогулку достаточно спросить: «Гулять?»

  1. Старайтесь избегать иносказаний

Ребенок не поймет вас, если вы скажете: «У меня голова раскалывается», – потому что буквально представит, как голова распадается на части. Надо объясняться проще: «Болит голова».

  1. Научитесь ждать

Коммуникация с ребенком, у которого есть расстройства аутистического спектра, не должна происходить в спешке. Взрослому, задающему ребенку вопрос «Гулять?», не стоит рассчитывать на моментальный ответ. Обработка информации происходит у всех по-разному. Кому-то требуется 10 секунд, кому-то минута, а кому-то и больше. Если много раз задавать один и тот же вопрос с расчетом на то, что ребенок быстрее ответит, можно только усугубить ситуацию.

  1. Обустройте окружающее пространство особенным образом

Если вы знаете, что вам предстоит коммуникация с ребенком, у которого РАС, постарайтесь организовать пространство соответствующим образом. Уберите то, что нельзя брать, отгородите пространство, за которое нельзя заступать. Лучше заранее обозначить место, где ребенку нужно стоять, сидеть, выполнять оответствующее действие. Для организации пространства не понадобятся никакие специальные предметы, вполне можно обойтись стульями, веревкой, кубиками.

Представьте компьютер, которому вы даете команду, но он обрабатывает ее медленнее, чем обычно. Вы хотите ускорить процесс и повторно нажимаете на кнопку, которую уже нажимали. А потом еще и еще. Что вы получаете? На устройстве зависают все программы на очень продолжительное время. Приблизительно то же происходит с ребенком, которого вы несколько раз спросили, хочет ли он, например, в туалет. Научитесь молча ждать, и в большинстве случаев получите ответ.

Давайте ребенку сенсорную разгрузку

У каждого человека есть какие-то ритуалы, которые успокаивают его. Для детей с РАС это особенно важно. Даже сама мысль о том, что они смогут пойти и сделать что-то приятное для себя, уже расслабляет. Например, кому-то нужно посидеть в темной и тихой комнате, покачаться в гамаке, другому пощелкать пальцами пупырчатую пленку или погладить шершавую ткань. Кому-то важно, чтобы его придавили сверху или сильно сжали в объятьях. Здесь нет универсального рецепта, так что важно наблюдать.

Не забывайте поощрять ребенка

Положительное подкрепление – то, что заставляет людей двигаться вперед. Дети с РАС не исключение. Поэтому не стоит концентрироваться на наказаниях, когда ребенок ведет себя как-то не так. Лучше просто проигнорировать такое поведение, если оно не выходит за границы допустимого. Гораздо эффективнее работает положительное подкрепление.

Надо дождаться момента, когда ребенок сделает то, что вы от него хотели, и поощрить его. Поощрения могут быть разными. Кто-то из детей с удовольствием согласится сделать что-то за конфетку, а другой будет согласен за капусту. Кто-то выполнит задание только ради того, что вы погладите его по спине.

 Следует постепенно уходить от поощрений едой и переходить к поощрению действием (разрешить покачаться, попрыгать на батуте, побегать) или словами («Молодец», «Дай пять» и другие). Достаточно эффективна жетонная система поощрений: чтобы получить желаемое, ребенок должен собрать необходимое количество жетонов, смайликов или значков.

Конечно, эти правила, которые вот так запросто укладываются в восемь пунктов, не универсальны. Тот, кто хоть раз сталкивался с людьми, у которых есть расстройства аутистического спектра, подтвердит: если вы знаете одного ребенка с аутизмом, вы знаете только одного ребенка с аутизмом. И тем не менее, именно с этой информации стоит начинать коммуникацию с особенным ребенком. И тогда все обязательно получится!

 

свернуть

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АУТИЗМА И ЕГО СИМПТОМЫ

25.11.2021

Расстройство аутистического спектра (РАС).

Термин РАС охватывает все состояния, связанные с аутизмом, и отражает огромное разнообразие среди людей с аутизмом.

РАС - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Термины «РАС» и «аутизм» в общем смысле, являются синонимами. Винг и Гульд отмечали в своем исследовании, что хотя описание аутизма, действовавшее на тот момент (первое описание аутизма, опубликованное психиатром Лео Каннером в 1943 году), хорошо подходило многим детям, было не меньшее число детей, которые соответствовали этому описанию лишь частично.

Винг и Гульд отметили, что создавалось впечатление континуума или спектра симптомов аутизма. На тот момент не было формального определения для РАС. Однако до недавнего времени это был неофициальный термин, широко принятый в сообществе аутизма. Про людей с аутизмом часто говорят, что они «в спектре аутизма» или «имеют РАС».

Установление диагноза.

Диагноз «расстройства аутистического спектра» устанавливается при выявлении в поведении и развитии ребенка симптомов аутизма.

Специалист, проводящий диагностику, наблюдает за ребенком, может играть или беседовать с ним. Он также расспрашивает близких ребенка о том, как ребенок ведет себя дома и об особенностях развития этого ребенка с рождения. Иногда специалисты могут просить родителей заполнить анкеты и опросники, а также проводить специальные диагностические интервью с родителями.

Все это помогает в выявлении и уточнении симптомов аутизма. Но до сих пор не существует каких-либо инструментальных методов или анализов, позволяющих с вероятностью 100% установить или опровергнуть диагноз «аутизм».

Симптомы аутизма.

Проявления аутизма могут быть заметны у грудных детей (впрочем, специалисты пока не пришли к единому мнению о том, что эти проявления  можно достоверно характеризовать как РАС) и ярче проявляются после года. Очевидными симптомы аутизма становятся ближе к двум-трем годам. В этом возрасте, как правило, можно диагностировать наличие аутизма достаточно уверенно. Когда ребенок становится старше, чаще всего симптомы аутизма начинают исчезать, или выраженность их становится слабее, однако в большинстве случаев они остаются в той или иной степени заметными.

Критерии ВОЗ для диагностики РАС:

Качественные нарушения в сфере социального взаимодействия.
Дефицит потребности в общении, зависящий от степени нарушений.
Выраженные нарушения поведения, проявляющиеся в ограниченных и стереотипных моделях различных видов деятельности.
Специфичность и вариабельность интеллектуального и речевого развития
Нарушение моторики.
Обостренная чувствительность.
Причинение вреда самому себе.
Нарушение чувства опасности.
  1. Нарушения в сфере социального взаимодействия.

Нарушения социального взаимодействия самые важные симптомы аутизма:

vчасто маленький ребенок с аутизмом ведет себя так, будто он настроен «на свою волну», он может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх;
v его бывает сложно заинтересовать чем-то, что ему предлагает взрослый, он не повторяет действия, движения и звуки за взрослыми;
vможет явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки;
vребенок может не замечать, дома родители или на работе может расстраиваться, когда, взрослый пытается включаться в его игры;
v может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму;
vможет не проявлять интерес к играм других детей;
vможет не проявлять интереса к играм, основанным на внимание к игрушкам или книгам взаимодействии с другими людьми;
vне улыбается в ответ на улыбку;
vне реагирует на свое имя.

2.Нарушения в сфере коммуникации.

Нарушения коммуникациитакже ведущий симптом аутизма.

vМногие дети с аутизмом гораздо позже других начинают говорить и могут не использовать жесты. Вместо этого они пользуются руками других людей, подводят взрослых к тем предметам, с которыми хотят чтобы взрослые что-то делали.
vДругие дети могут рано начинать говорить и запоминать много слов, но не используют их для того, чтобы общаться. Например, снова и снова повторяют любимые цитаты из мультфильмов и книжек или слова и фразы, услышанные от других.
vЧасто дети с аутизмом хуже понимают обращенную к ним речь.
vЧасто также они позже других детей начинают выполнять инструкции, может казаться, что они не слышат обращенные к ним слова. 
vИзбегают контакта «глаза-в-глаза».
vАвтоматически повторяют слова обращенные к другим (эхолалии).
  1. Нарушения в поведении.

Третья группа обязательных для постановки диагноза РАС симптомов – своеобразие, ограниченность и стереотипность поведения, игр и интересов.

v Многие дети с аутизмом играют в игрушки необычным образом (например, выстраивают их в ряд или раскидывают), могут часто совершать повторяющиеся действия, двигаться странным образом, например, взмахивая руками, раскачиваясь на месте или бегая по кругу. Проявление симптомов этой группы очень разнообразно.
vРазглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться. Может не проявлять интереса к обычным игрушкам и восхищаться обычными способом, но крайне интересоваться предметами, например, какой-то частью игрушки (например, обогревателем любит крутить колесо у машинки).
vРебенок может часто кружиться вокруг своей оси
vЧасто многократно взмахивает руками.
vРасстановка игрушек в ряд.
vМожет упорно пытаться есть несъедобные предметы: одежду, простыню, матрас.
v Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами.
vЧасто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь.
vБесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет.
  1. Нарушения моторики.

Особенности моторики не являются ведущими диагностическими критериями при постановке диагноза «аутизм». Но многие родители и специалисты отмечают различные варианты неравномерности моторных навыков у детей с РАС.

vНекоторые дети могут одновременно. Демонстрировать прекрасное владение телом в одной области и быть очень неловкими в другой области.
vХождение на цыпочках ребенка с аутизмом.
  1. Особенности восприятия.
vОбостренная чувствительность. Дети с аутизмом могут быть очень чувствительными и с трудом переносить некоторые ощущения: шум, музыку, мигание лампочек, прикосновение одежды, запахи и т.п., которые другим кажутся вполне комфортными по интенсивности. Гиперчувствительность может проявляться во всех видах ощущений, но иногда касается только каких-то определенных стимулов. По этой причине детям с аутизмом может быть очень тяжело в новой ситуации или обстановке. Чем больше разнообразных стимулов вокруг, тем больше вероятность, что ребенок не справится с такой нагрузкой и потеряет контроль над собой.
vОбостренная чувствительность может демонстрировать неприятие всего нового или редкого (сопротивляться свечей на именинном пироге).
vРебенок может не переносить, например, прикосновения к коже, к голове и волосам при стрижке и мытье волос.
  1. Причинение вреда самому себе.

В некоторых случаях стремление к  необычным ощущениям или сниженная болевая чувствительность могут приводить к тому, что ребенок сам себе наносит травмы и причиняет вред. Это поведение встречается не очень часто, но вред бывает серьезным.

vМожет сильно стучать головой о твердую поверхность (пол, стены).
vЦарапать и отдирать кожу и раневые поверхности (корочки) Может вырывать у себя волосы клочьями.
vМожет кусать себя.
  1. Расстройства желудочно-кишечного тракта.

У многих детей с аутизмом встречаются частые расстройства желудочно-кишечного тракта.

vРебенок согласен есть чрезвычайно ограниченный набор продуктов, и/или у него имеется повышенная чувствительность к вкусу пищи.
vУ ребенка часто бывает жидкий стул, имеется непереваренная пища.
vРебенок часто страдает запорами.
  1. Нарушения сна.

Многие дети с аутизмом подвержены нарушениям сна.

vДети могут не различать день и ночь, оставаясь одинаково активными в любое время суток, их может быть трудно уложить спать, они могут часто просыпаться ночью. Периоды сна могут быть очень короткими: один-два часа.
vБолевая чувствительность у детей с аутизмом может быть снижена и даже отсутствовать, а может быть, наоборот, чрезмерно высокой.
vУ детей с аутизмом также встречаются судороги. Вероятность возникновения эпилепсии как сопутствующего заболевания увеличивается с возрастом.

свернуть

Рекомендации родителям и специалистам по взаимодействию с ребенком с аутистическими нарушениями

07.04.2020

              Рекомендации родителям и специалистам

по взаимодействию с ребенком с аутистическими нарушениями

Речь – что-то абстрактное и мимолетное. Аутичный человек с трудом понимает и обрабатывает речевую  информацию.

1.Поэтому в общении с ребенком с аутистическими нарушениями необходимо использовать краткие четкие предложения.

Объяснение материала с действиями и  развернутыми комментариями может вызвать у ребенка дополнительное смятение, поскольку в этом случае необходима обработка информации по двум каналам одновременно: акустическому и визуальному.

  1. Поэтому объяснение педагога (особенно н6а первых порах) должно опираться на один сенсорный канал (акустический, визуальный кинестетический и др.)

У детей с аутистическими нарушениями понимание просьбы или требования часто связано с конкретной ситуацией. Информацию они получают не столько из слов, сколько от  визуальных раздражителей, которые связаны с данной ситуацией.

  1. Поэтому вербально выраженное требование одеться или покушать лучше заменить демонстрацией одежды или ложки.

Адресованные ребенку обращения понимаются им буквально. То, что подразумевается дети с аутистическими нарушениями понимают с большим трудом  или вообще не понимают. Соответственно смысл шутки или иронических замечаний ребенок не понимает.

  1. Поэтому содержание высказываний должно быть ситуационно реалистично, включать в себя слова, обозначающие материальные предметы.

У детей с аутистическими нарушениями возникают большие трудности с сообщением собственных потребностей.

  1. Поэтому учите детей высказывать свою просьбу, требование, отказ и т.д.. При обучении обращайте внимание на паралингвистическую (силу голоса, его диапазон, выразительность) сторону речи.

Понимание причинно-следственных взаимосвязей      для ребенка с аутистическими нарушениями в основном не доступно. А различные события разделяются и рассматриваются ими независимо друг от друга.

6.Поэтому помогайте ребенку разобраться с причинно-следственными зависимостями с опорой на реальную ситуацию или сюжетные картинки.

Желание ребенка с аутистичными нарушениями вступать в контакт с другими, только ради самого общения  либо слишком мало, либо оно совершенно отсутствует, так как незначительна и сама мотивация коммуникации.

7.Формируйте мотивацию общения путем выстраивания эмоционально-положительного взаимодействия ребенка как со сверстниками. Так и с взрослыми.

Даже при хороших речевых способностях ребенок с аутистическими нарушениями не может построить настоящий диалог, при котором чередуются роли разказчика и слушателя

  1. Поэтому с ребенком предпочтительнее строить беседу на интересную для него тему. Периодически навязывая ребенку роль слушателя.

При аутизме наблюдаются необычные речевые признаки- стереотипные высказывания, которые не всегда адекватны ситуации, собственные необычные слова, частые вопросы и эхолалия.  Эхолалия – это небессмысленное механическое повторение услышаного, в ней есть коммуникативный аспект, который, однако, не всегда понятен окружающим.

9.В связи с этим необходимо помнить, что нельзя ребенку с аутистическими нарушениями запрещать прибегать к стереотипам, так как это может спровоцировать более грубую стереотипию. Речевой стереотип, как и любой другой, часто служит для ребенка способом успокоения, снятия нервно-психического напряжения, а также -самостимуляцией.

 

Рекомендации подготовлены педагогом-психологом Ж.К.Давыдовой

свернуть

Как распознать аутизм у ребенка по первым признакам. На что обратить внимание родителям

02.03.2020
учитель-дефектолог Спиро Н. А.
развернуть

Как распознать аутизм у ребенка по первым признакам. На что обратить внимание родителям

 
 
 

Слово "аутизм" все чаще звучит с экранов телевизоров, о нем пишут и говорят, создаются специальные сообщества родителей, чьи дети страдают расстройствами аутистического спектра. Что же это за болезнь? По каким признакам ее можно диагностировать у ребенка и поддается ли она терапии?

Что такое аутизм, по каким причинам он возникает у маленьких детей?

Аутизм — патологический процесс, для которого характерны проблемы с социальной адаптацией, речью, умственным развитием. Если рассматривать аутизм с широкой точки зрения, то это комплекс патологий (расстройств аутистического спектра) с похожей симптоматикой.

До середины 20 века болезнь встречалась очень редко. В настоящее время наблюдается существенное увеличение количества маленьких пациентов с таким недугом, что вызывает серьезные опасения у медиков.

Точные причины развития патологии не установлены. Специалисты едины во мнении, что аутизм возникает при наличии одновременно нескольких факторов, таких как:

  • наследственная предрасположенность;
  • поражения центральной нервной системы (например, неправильное развитие и функционирование отделов мозга);
  • нарушения обменных процессов, гормональные сбои;
  • наличие в анамнезе инфекционных заболеваний вирусной и бактериальной природы;
  • отравление ртутью (об этом подробнее читайте в этой статье);
  • частый прием антибактериальных препаратов;
  • химическое воздействие на материнский организм во время вынашивания ребенка.
 
 

По каким признакам можно догадаться, что ребенок страдает аутизмом?

Для того чтобы своевременно обнаружить первые проявления аутизма, родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка и его реакциями на окружающий мир. Характерные для заболевания симптомы, как правило, в большей степени выражены в возрасте 1,5-2 лет. У ребенка могут наблюдаться лишь незначительные отклонения (нарушение речевой функции), в более тяжелых формах присутствует большинство признаков патологии.

Симптоматика аутизма:

  • Проблемы с речью. Практически все аутисты в детском возрасте не разговаривают или значительно отстают в речевом развитии от сверстников. Дети имеют небогатый словарный запас, однако могут повторять слова, услышанные где-то. Они не пользуются речью для общения, а если говорят о себе, то в 3-м лице.
  • Отсутствие эмоционального контакта с окружающими, в том числе родителями. Малыши отрицательно реагируют на проявления ласки, не любят сидеть на руках, редко отличают маму и папу от других людей.
  • Проблемы с социализацией. Аутисты не умеют общаться и испытывают дискомфорт, находясь в обществе детей. Если кто-то навязывает им свое общение, они могут убежать и спрятаться.
 
 
  • Агрессивность. Если у малыша что-то не получается, это может спровоцировать истерику и вызвать гнев. Он направит свои эмоции на себя самого или на окружающих.
  • Отсутствие интереса к игрушкам или приверженность только к одному предмету. Абстрактное мышление у таких детей развито слабо, поэтому они не способны изображать какие-либо действия и фантазировать.
  • Страх перед изменениями. Малыши-аутисты подчиняются определенным правилам и распорядку, выполняют одни и те же действия на протяжении долгого времени. Если происходят какие-либо перемены (даже незначительные), ребенок впадает в гнев и испытывает сильные переживания.
 
 

Физиологические признаки, которые часто наблюдаются у аутистов:

  • сниженный иммунитет;
  • судорожные состояния;
  • острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • активный рост бактерий и дрожжевых грибков в желудочно-кишечном тракте;
  • нарушения функционирования поджелудочной железы;
  • синдром раздраженного кишечника.

Особенности лечения

Главные методы лечения заболевания — психотерапия и социальная адаптация. Терапия аутизма является длительным и сложным процессом, тяжелым как физически, так и морально. Родители должны приготовиться к тому, что лечение может не только способствовать снижению проявлений патологии, но и не принести положительного результата спустя годы.

 
 

Рекомендации для родителей:

  • Терапия должна проводиться не только в условиях стационара, но и дома, в детском саду, в общественных местах. Родители должны посещать психолога, как и ребенок.
  • Следует найти хорошего специалиста по психиатрии для долгосрочных занятий с малышом, поскольку смена врачей может способствовать ухудшению состояния маленького пациента.
  • Повторение — важнейшее условие эффективной терапии. Нужно систематически повторять ребенку определенные вещи, а когда он их запомнит, следует время от времени возвращаться к ним.
  • Мама и папа, уделяющие много времени и сил лечению ребенка, должны отдыхать. Нет ничего зазорного в том, чтобы ездить на море вдвоем раз в год для восполнения энергии и улучшения настроения.
  • Важно сформировать распорядок дня малыша.
  • Нелишним будет опыт общения родителей с мамами и папами аутистов. Так проблема будет восприниматься легче, а полученные знания помогут найти верное направление лечения.
  • Необходимо научиться овладевать вниманием ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени. Ни в коем случае нельзя допускать повышения голоса и появления агрессивных интонаций.
  • Запрещено менять обстановку, к которой привык малыш.
 
 

Помогут ли медикаменты?

Медикаментозные средства не способны вылечить аутизм, однако с их помощью можно устранить сопутствующие симптомы заболевания.

Цели использования аптечных препаратов:

  • Устранение боли. Если малыш с аутизмом не владеет речью, он не сможет пожаловаться родителям на болевые ощущения. Мама или папа, определившие, что ребенку больно из-за роста зубов и по другим причинам, могут дать ему обезболивающее средство после получения консультации врача.
  • Борьба с сопутствующими заболеваниями. Например, проблемы с желудочно-кишечным трактом у некоторых детей можно устранить только медикаментозно.
  • Коррекция нарушений поведения. Дети-аутисты часто импульсивны и агрессивны, поэтому врачи нередко назначают нейролептики. Идеально подобранный препарат не вызовет никаких побочных реакций.
  • Развитие ребенка. Иногда ноотропы благотворно влияют на способности малышей. Например, курс препаратов в небольших дозировках способен развить речевую функцию, усидчивость.
  • Избавление от проблем со сном. Маленькие аутисты очень плохо спят по ночам. Врачи назначают седативные препараты для настройки биоритмов ребенка. Однако снотворные средства детям с аутизмом не показаны.
 
 

Аутизм — заболевание, которое требует от родителей маленького пациента временных и моральных затрат. Прогноз зависит от индивидуальных особенностей ребенка и усилий, которые затрачивают мама и папа, чтобы он легче адаптировался к социуму. Терапия длится на протяжении всей жизни, при этом многие дети начинают идти на контакт с окружающими уже через несколько месяцев после начала лечения.

Также узнайте первые симптомы проблем с сердцем у малыша, будьте бдительны!

свернуть

Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей аутистическими нарушениями в условиях семьи и образовательного учреждения

03.02.2020
автор: Давыдова Ж.К.
развернуть

Организация адаптивно-адаптирующей среды для детей аутистическими нарушениями в условиях семьи и образовательного учреждения

 

Предметные  ресурсы

Игрушки, предметы не должны вызывать у детей негатива или страх. Специальная организация учебного помещения с обязательным наличием зон уединения, домиков для отдыха, адресное программно-методическое обеспечение, ориентированное на детей данной категории

Пространственная организация способствует его спокойствию, успешному обучению. Порядок, отсутствие отвлекающих деталей, наличие своего рабочего уголка делают плодотворнее деятельность. Важно, чтобы ребенок видел, где и чем он занимается: где он одевается, где играет, где кушает, а где может посмотреть книги, где можно попрыгать, а где можно побыть одному. При организации пространства взрослые используют положительное эмоциональное комментирование (здесь мы кушаем, здесь одеваемся). Это поможет сформировать простые бытовые стереотипы. Комфортно ребенку с аутистическими нарушениями будет в том помещении, которое соответствует следующим требованиям:

  1. Прежде всего, помещение должно вызывать у ребенка чувство комфорта, а не казаться им опасным, пугающим; для этого игрушки, предметы, другие материалы, наличие которых может вызвать у ребенка дискомфорт (знания о них педагог получает на предварительной беседе с родителями) должны быть удалены.
  2. Для занятий выбирается не слишком большое помещение, чтобы не провоцировать расторможенность в поведении ребенка. Если ребенок крайне тревожен, то желательно заранее выяснить, какая деталь обстановки может заинтересовать и успокоить его. Как правило, многих детей с аутистическими нарушениями привлекают аквариумы, картины или панно с нарисованными на них поездами, вагонами, автобусами, облаками.

3.Из доступного ребенку пространства удаляются опасные предметы, которые нельзя трогать (так как они могут напугать, разбиться, порезать и т.д.). С другой стороны, в помещении располагается достаточное количество разных интересных игрушек, любую из которых ребенок может посмотреть, потрогать, взять.

  1. В помещении необходимо наличие свободного прохода к выходу, чтобы ребенок всегда мог выйти и вернуться (под контролем педагога)

 

Визуализация пространства

  1. Наличие закрепленных материальных опор и пространственных зон

Все зоны обозначаются пиктограммами (картинками с символами), отражающими определенную рабочую зону.

  1. Четкий отбор предметов, необходимых для обучения. Педагог изначально определяет, какие предметы будут использоваться в процессе обучения. Например, при обучении ребенка социально-бытовым умениям, таким как мытье рук, понадобиться мыло, полотенце для рук и т.д. При этом важно учитывать расстояние до предметов, фиксированное место их расположения, что способствует повышению самостоятельности детей. Для усвоения выполняемых действий их последовательность нужно обозначить схематично, схему следует расположить в этой же зоне. Пространство вокруг не должно быть перегружено предметами.
  2. Использование специальных контейнеров, ящиков для предметов. Ящики подписываются, можно прикрепить к ним фотографию ребенка. Задания в ящиках должны быть посильны для ребенка.

  Во время пребывания ребенка в учреждении выделяется свободное время для самостоятельного выбора им занятий. Создается зона отдыха, уголок уединения.

 

Организация учебного места

Специально оборудованное учебное место: стол, стул, стеллаж. Располагают их в тех местах, где ребенок не видит ни посторонние  предметы, ни людей, чтобы ему было достаточно трудно выйти из-за стола. При высокой тревожности у ребенка необходимо использовать ширмы или устанавливать рабочий стол таким образом, чтобы ребенок сидел за ним лицом к стене, спиной к остальным детям.

 

Размещение рабочих материалов

Материалы для занятий располагаются на стеллаже, слева от стола (если ребенок правша). Предметы, необходимые для работы, размещаются в разных коробках. Справа от стола размещается коробка с отработанным материалом. В работе с ребенком с аутистическими нарушениями эффективна позиция взрослого позади. В момент удачи взрослый находится лицом к лицу с ребенком.

 

 

 

Визуализация времени

 

Дети с аутизмом чувствуют себя спокойнее, если существует четкий распорядок дня. Последовательность действий в виде дневного расписания (режима дня) помогает детям видеть, что они будут делать сейчас, что осталось сделать до прогулки и т.д. Такое расписание надо расположить на доступном ребенку уровне восприятия. В зависимости от уровня развития конкретного ребенка расписание может состоять из реальных предметов, в виде фотографий, картинок, схем. По мере выполнения очередного действия их либо закрывают, либо убирают, либо передвигают стрелку. Развернутое расписание хорошо использовать как в условиях дома, так и в условиях центра.

  Взрослые используют режим положительного эмоционального комментирования. Вначале распорядок дня лучше составить из приятных или нейтральных для ребенка занятий.

  При работе с данной категорией детей актуально использование поддерживающей коммуникации в виде карточек, символов, пиктограмм. Например, если ребенок хочет пить, взрослый предлагает ему вначале показать реальный предмет- чашку, а позднее карточку с изображением чашки. Если взрослый показывает тарелку, а затем рисунок тарелки, значит наступило время обеда.

 

Дидактический материал

 

При выборе игрушек следует помнить:

  • Наличие разнообразного ассортимента предметов помогает организовать различные формы взаимодействия;
  • Исключить игрушки, вызывающие у ребенка тревогу, страх. Сверхзависимость;
  • Действия с игрушками не должны приводить к травмам ни самого ребенка, ни окружающих.

Рекомендуемый набор игрушек:

  1. Лошадка-качалка
  2. Мыльные пузыри
  3. Неваляшка
  4. Юла
  5. 2-3 куклы
  6. 2-3 традиционные мягкие игрушки (кошка, собака, мишка)
  7. Матерчатые куклы для одевания на руку
  8. Мягкие пазлы
  9. Конструктор «ЛЕГО»
  10. Игрушечный транспорт
  11. Разноцветные мячи разного размера
  12. Детская баскетбольная корзина на стене
  13. Музыкальные инструменты (бубен, колокольчики)
  14. Игрушечные предметы обихода (кровать, стол, плита)

Для ребенка с аутистическими нарушениями важно, чтобы все предметы, которые он привык использовать и находить на определенном месте, всегда были именно там. Отсутствие игрушки на привычном месте может вызвать у ребенка аффективную вспышку, истерику. Педагогам (родителям) нужно следить, чтобы после занятий все возвращалось на свое место

 

 

 

Информацию подготовила педагог-психолог Давыдова Ж.К. по материалам книги «Коррекционная помощь детям с аутистическими нарушениями» под редакцией И.В.Ковалец, Т.Л.Лещинской,  Минск  «Народная асвета»2014 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

Еще раз об аутизме

15.01.2020
автор: педагог психолог - Давыдова Ж.К.
развернуть

Еще раз об аутизме

Ваш ребенок вас не слышит, не реагирует на просьбы и требования, он не разговаривает и, если иногда в состоянии радости или недовольства произносит отдельные слова, то на ваши вопросы не отвечает. Объяснения такому поведению могут быть разные. Одним из объяснений может быть медицинский диагноз аутизм – сложное психическое расстройство. Выставляет этот диагноз детский психиатр, хотя опытные специалисты -смежники  учителя-дефектологи, педагоги-психологи, педиатры) могут  данный диагноз предполагать.

Аутизм – погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности.

Диагностировать ранний детский аутизм можно на первых порах жизни ребенка. Уже в грудном возрасте у этих детей можно наблюдать:

  • нарушения мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус ),
  • расстройства сна (засыпание в течение 2-3 часов, засыпание при определенных условиях – на улице, на балконе, на руках, отсутствие дневного сна, его прерывистость, беспокойство во время сна),
  • расстройства аппетита (предпочитает только жидкую пищу или твердую пищу, рацион питания ограничен, включение в рацион питания новых блюд сопровождается отказом),
  • отсутствие реакции на физический дискомфорт (мокрые пеленки, горячую или холодную воду, громкие звуки т.д.),
  • гипертрофированы реакции на купание, пеленание, переодевание (ближе к году это приступы агрессии)
  • наблюдается отсутствие или слабая реакция на человека в том числе и на мать или наоборот сильная физическая привязанность к матери (симбиотические отношения усиливаются к 1-1 году 2 месяцам),
  • отсутствие позы готовности при взятии на руки,
  • отсутствие зрительного контакта.

Привлечь внимание ребенка невозможно. Некоторые раздражители (музыка, голос, шум листвы, стук дождя, прикосновение, цвет, температура, одежда, продукты) провоцируют истерики, самоагрессию, агрессию.

На втором году жизни обращают на себя внимание особенности речи: слабая артикуляция, склонность к словесным стереотипам (повторяют отдельные слова, фразы,  отдельные звуки, слоги), отсутствие речи. Игры однообразны (может долго трясти погремушкой, возить машинку). При этом ребенок раскладывает игрушки в жесткой последовательности или использует их в жесткой очередности (после красной машинки обязательно должна стоять желтая, а после желтой -  зеленая и т.д.).

В большинстве случаев дети характеризуются вялостью. Отсутствием интереса к окружающему. Отмечается легкость возникновения страхов, особенно при смене обстановки.

На первом году жизни отмечаются двигательные стереотипы: сгибание и разгибание пальцев рук, взмахи руками, крутит колеса машинки, машет руками перед глазами и др.

  Таким образом, у детей с синдромом РДА уже в младенческом возрасте можно заметить как первичные нарушения (слабость общего и психического тонуса, повышенная чувствительность к обычны физическим и эмоциональным раздражителям, их непереносимость). Так и вторичные расстройства – проявления самого аутизма.

свернуть