Ранняя комплексная помощь

Задержка речевого развития у детей раннего возраста.

21.03.2019

Задержка речевого развития у детей раннего возраста.

Современные исследования отечественных и зарубежных ученых свидетельствуют о том, что проблемы раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей 2-3 лет приобретают особое значение для их дальнейшего полноценного развития, воспитания и обучения. В связи с этим специалистам важно адекватно оценить состояние речевой деятельности детей и эффективно помочь тем из них, которые имеют отклонения в речевом развитии.

Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психо-речевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологиилогопедии и детской психологии.

Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе у детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родахродовые травмывнутриутробные инфекциинедоношенность или переношенность,  ЧМТгипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), “синдроме госпитализма” у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Уже первый крик при родах говорит о сохранности центральной нервной системы, что чрезвычайно важно в речевом развитии ребенка. Крик у ребенка должен быть громким, модулированным (в норме на первой минуте). Крик реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата.

Первый год жизни – это подготовительный (доречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов; в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый “лексический взрыв”, когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). В 3 года словарный запас возрастает примерно до 1000-1200 слов.

Признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

1) аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации);

2) отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;

3) неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет;

4) невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);

5) отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;

6) неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;

7) полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.);

8) преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГЭхоЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенка) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отитааденоидов, тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарата, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционная помощь детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, проговаривание всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов.

В логопедической работе с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития решаются следующие основные задачи: развитие речевого внимания, понимание речи окружающих и вызывание потребности в вербальном высказывании; формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения; привлечение внимания детей к звуко-слоговой структуре слова; формирование речи детей во взаимосвязи с развитием ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, а также с развитием тонкой моторики; закрепление и совершенствование вербальных средств общения дошкольников в процессе разнообразных видов детской деятельности. Собственно логопедическая работа дополняется комплексами логоритмических упражнений, элементами игротерапии и музыкотерапии, а также релаксационными упражнениями.

Таким образом, чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

  • Спиро Наталья Алексеевнаучитель-дефектолог
свернуть

Возрастные показатели норм развития детей раннего возраста

28.02.2019

 

Возрастные показатели норм развития детей раннего возраста

 

Реакция

ВПНР

1.     Развитие общих движений (ходьба)

Подтягивается в положении стоя, опираясь на предмет, и остается стоять несколько секунд

9 м.

Идет несколько шагов боком вдоль мебели, держась обеими руками

11 м.

Идет, когда держат за обе руки и принимает вес тела

10 м.

Карабкается на одну ступеньку вверх (высота 12-18 см.)

10 м.

Идет, придерживаемый за руку

11 м.

Минимум 2 секунды стоит свободно

10 м.

Свободно делает 3 шага

10 м.

Идет и несет мяч обеими руками

1 г. 3 м.

Нагибается и что-нибудь поднимает без опоры на что-либо

1 г. 3 м.

Карабкается на диван и с дивана

1 г. 5 м.

Делает 3 шага спиной

1 г. 6 м.

Карабкается на стул и со стула с подлокотником

1 г. 6 м.

Поднимается на 3 ступеньки приставным шагом и держится обеими руками

1 г. 6 м.

Спускается на три ступеньки вниз приставным шагом и держится обеими руками

1 г. 6 м.

Бьет по мячу в положении стоя, не держась

1 г. 6 м.

Спускается на три ступеньки приставным шагом и держится одной рукой

1 г. 6 м.

Идет три шага на носочках, не держась

1 г. 5 м.

Стоит три секунды на одной ноге и держится одной рукой

2 г.

Идет пять шагов на носочках, не держась

2 г.

Подпрыгивает один раз на месте, не падая

1 г. 7 м.

Прыгает вперед, не падая

1 г. 9 м.

Стоит на одной ноге две секунды, не держась

2 г. 1 м.

Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой

2 г.

Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее

2 г. 6 м.

Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали

2 г. 6 м.

Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой

2 г. 6 м.

Ловит мяч диаметром 15-20 см. с отдаления 2 м.

3 г.

Прыгает через лист бумаги шириной 20 см., не задевая его

3 г. 4 м.

Спускается взрослым шагам на три ступеньки вниз, не держась

3 г.

2.     Развитие движений кисти руки

Снимает браслет с руки

8 м.

Горизонтально ударяет кубиками один о другой  (длина ребра 3 см.)

7 м.

Хватает маленький предмет (крошки печенья) вытянутым указательным пальцем и большим пальцем

9 м.

Хватает маленький предмет согнутым указательным и большим пальцем

9 м.

Катает машинку на колесиках туда-сюда

10 м.

Переворачивает страницу в книге с картинками

1 г.

Бросает 2 шарика в банку

1 г.

Рисует точки или короткие штришки на бумаге

1 г.

Поворачивает вращающуюся крышку флакона в разные стороны

1 г. 2 м.

Надевает 2 кольца на пирамидку

1 г.

Рисует штришки во все стороны

1 г. 1 м.

Ребенок держит в каждой руке по кубику и берет третий обеими руками, не роняя двух первых (длина ребра 3 см)

1 г. 5 м.

 

Вставляет два колышка в отверстие диаметром 20 мм

1 г. 2 м.

Вставляет нейлоновый шнур с наконечником в отверстие шарика (диаметр – 27 мм, внутренний – 7 мм)

1 г. 6 м.

Рисует штришки с закругленными концами во все стороны

1 г. 6 м.

Кладет две спички в коробку, поворачивая их при этом на 90’, так чтобы не выступали концы

1 г. 8 м.

Две секунды держит по два кубика в каждой руке, длина ребра 3 см.

1 г. 7 м.

Рисует плоскую спираль с одним пересечением

2 г.

Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон

1 г. 9 м.

Крутит ручку музыкальной шкатулки

2 г.

Нанизывает на шнур шарик-бусину

2 г.

Умело рисует круглую спираль с тремя витками

2 г. 6 м.

Закручивает и откручивает флакон, и достает два кристаллика сахара (больше там нет)

2 г. 4 м.

Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см.) с трех попыток

2 г. 2 м.

Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см. (бумагу держит взрослый)

2 г. 6 м.

Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе – от себя)

9 м.

Имитирует пишущие движения

2 г. 9 м.

Формирует валик из пластилина (из шарика)

2 г.

Выделяет при срисовывании горизонтальную линию

2 г.

Черти закрытый круг

2 г. 9 м.

3.     Восприятие взаимосвязей

Находит предмет под чашкой

9 м.

Показывает указательным пальцем в указанное направление

9 м.

Подтягивает к себе игрушку за шнур

1 г.

Кладет крышку на банку

1 г.

Вставляет самый маленький стаканчик в самый большой (из трех)

1 г.

Пробует рисовать карандашом

1 г.

Показывает на  что-либо пальцем

1 г.

Вставляет самый маленький стаканчик в средний (из трех)

1 г. 3 м.

Помещает большой круг на шаблонную доску (диаметр 10 см.)

1 г. 3 м.

Находит предмет под одним из двух стаканчиков

1 г. 5 м.

Переворачивает бутылку, чтобы достать предмет

1 г. 6 м.

Вставляет все три стаканчика один в один

1 г. 9 м.

Вытаскивает штифт и открывает запор на затворе для навесного замка

1 г. 8 м.

Помещает большой и маленький круг на шаблонные доски (диаметр 10 и 6 см.)

1 г. 9 м.

Помещает на шаблонные доски квадрат, треугольник и большой круг

2 г.

Строит ряд из пяти кубиков (длина ребра 3 см.)

2 г.

Вставляет 3 из 4 форм в шаблонную коробку

2 г.

Сортирует кружочки по величине (12 кружочков трех разных размеров  - 5,5 см, 8 см., 11 см.)

2 г. 2 м.

Сортирует три из четырех кубиков по цвету

2 г. 3 м.

Помещает три из четырех кружочков по правильному рисунку на шаблонной доске

2 г. 2 м.

Строит «мост» из трех кубиков по образцу

2 г. 6 м.

Складывает квадрат из четырех кубиков

3 г.

4.     Развитие речи

Копирует звуки, как, например, вибрация губами, щелкающие

6 м.

Говорит двойные слоги, например, ма-ма, дай-дай без  значения

7 м.

Говорит двойные или одинарные слоги со значением

9 м.

Выражает желания определенными звуками, говоря, например: «э»

10 м.

Использует «папа» или «мама» для людей

1 г.

Говорит два осмысленных слова

11 м.

Говорит три осмысленных слова

1 г.

Напевает вместе с кем-либо детские песенки

1 г.

Говорит осмысленное слово с двумя различными гласными звуками, например: «киса»

1 г. 2 м.

Называет знакомый предмет в ответ на вопрос

1 г. 6 м.

Выражает желания словами, как например «дай», «ам-ам»

1 г. 6 м.

Повторяет знакомое слово

1 г. 6 м.

Может вербально отклонять просьбы

1 г. 6 м.

Говорит первые предложения из двух слов на детском языке, например «папа машина», «красная тетя»

2 г.

Называет восемь из двенадцати предметов на тестовых картинках «а»

2 г.

Использует свое имя когда говорит о себе

2 г. 3 м.

Говорит первые предложения из трех слов на детском языке, например «папа машина ехать»

2 г. 6 м.

Называет все предметы на 12 тестовых картинках «а»

2 г. 6 м.

Говорит о себе в «Я»  - форме»

2 г. 6 м.

Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке

2 г. 9 м.

Использует числительное два для обозначения нескольких предметов

3 г.

Использует слово «мне» или «тебе»

3 г.

Называет предметы на одной из тестовых  картинок «С» во множественном числе

3 г. 2 м.

Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор)

3 г. 2 м.

Использует вопрос «Почему?» (ответ не всегда нужен)

3 г.

По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов

3 г.

Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор)

3 г. 6 м.

К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте)

3 г. 6 м.

5.     Понимание речи

Ищет отца или мать, если спрашивают «папа» или «мама»

8 м.

Поворачивается, когда родители называют его имя

7 м.

Реагирует на похвалу или запреты

9 м.

Выполняет просьбы «иди сюда» или «дай мне»

1 г.

Если спрашивают, ищет предмет, с которым только что играл

10 м.

В ответ на вопрос ищет еду, свою бутылочку или чашку

10 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на часть тела

1 г. 3 м.

Понимает слово «открыть» и открывает банку

1 г. 3 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на две из четырех тестовых картинок «а»

1 г. 5 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на свой живот (живот другого человека, живот куклы)

1 г. 3 м.

Выполняет просьбу «подними куклу и положи ее на стол»

1 г. 6 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на четыре из восьми тестовых картинок «а»

1 г. 8 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на три части тела

1 г. 6 м.

Правильно показывает или направляет взгляд на восемь из 12 тестовых картинок «а» (предъявляются три картинки одновременно с последующей заменой одной)

1 г. 9 м.

Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их

1 г. 8 м.

Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух)

1 г. 6 м.

Показывает или смотрит на свою руку

1 г. 10 м.

Понимает слово «тяжелый», показывает на тяжелый предмет

2 г.

Распознает два вида передвижения на тестовых картинках «а» (птица, рыба – летит, плывет)

2 г. 2 м.

Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади).

2 г. 2 м.

Понимает два вопроса: «Что ты делаешь ложкой (расческой, с чашкой)?»

2 г. 6 м.

Понимает слово «легкий», берет легкий предмет

2 г. 6 м.

Понимает два вопроса из трех: «Что ты делаешь, когда ты устал (голоден, грязный)?»

2 г. 7 м.

В ответ на вопрос, показывает свой подбородок

2 г. 9 м.

Знает мальчик он или девочка

3 г.

Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий

3 г.

 

6.     Социальное развитие

Может отклонять просьбы протестом

9 м.

В ответ на просьбу дает матери предмет

10 м.

Имитирует один жест, например: хлопанье в ладоши или делает «пока-пока»

10 м.

Ласкает куклу или мягкую игрушку

1 г.

Катит мяч взрослому

1 г.

Подражает видам домашней деятельности, например, вытиранию или подметанию

1 г. 2 м.

Помогает убирать игрушки

1 г. 4 м.

Иногда подходит с книгой с картинками, чтобы ее ему показали

1 г. 3 м.

Выполняет простые поручения по дому

1 г. 6 м.

Остается на короткий промежуток времени у знакомых (15 мин)

1 г. 6 м.

Сам выбрасывает мусор в мусорное ведро

2 г. 6 м.

Охотно играет с ровесниками в догонялки

1 г. 6 м.

Спонтанно обхаживает куклу или мягкую игрушку (кормит, укладывает и т.д.)

1 г. 6 м.

Пробует утешить, если кто-то печален

1 г. 9 м.

Вербально выражает чувства

2 г.

Выражает желание в «Я» - форме 

2 г.

Придерживается правила игры: «один раз Я, один раз Ты!»

3 г.

 

7.     Самостоятельность

Стягивает шапку с головы

9 м.

Бережет кусочки хлеба и съедает их

10 м.

Пьет из стакана, не проливая, если стакан держат

1 г.

При одевании пробует помочь собственными движениями

1 г. 2 м.

Сам снимает расстегнутые туфли

1 г. 3 м.

Сам держит стакан, когда пьет

1 г. 3 м.

Подводит наполненную ложку ко рту (пачкаться разрешается)

1 г. 3 м.

Иногда ест вилкой

1 г. 6 м.

Самостоятельно пьет из чашки

1 г. 6 м.

Трет руки под струей воды

1 г. 9 м.

Ложкой съедает часть содержимого тарелки (испачкаться может)

1 г. 6 м.

Перемешивает чайной ложкой в наполненной на ? чашки, не проливает при этом жидкость через край

1 г. 9 м.

Поверхностно вытирает руки полотенцем

1 г. 9 м.

 Снимает расстегнутую куртку

1 г. 9 м.

Интересуется секрецией взрослых

2 г.

Съедает содержимое тарелки ложкой, испачкавшись совсем чуть-чуть

2 г.

Снимает нижнюю сорочку, без рукавов

2 г. 3 м.

Надевает сапоги или туфли

2 г. 4 м.

Надевает нижнюю сорочку без рукавов

2 г. 7 м.

Моет руки с мылом и вытирает их полотенцем

2 г. 6 м.

Сам расстегивает большие пуговицы

2 г. 6 м.

Иногда остается сухим в течение дня

1 г. 9 м.

Остается сухим во время обеденного сна

2 г.

В течение дня, как правило, сух и чист

2 г. 6 м.

Сам одевает брюки

3 г.

Как правило, сухой ночью

3 г.

Полностью одевается под руководством

3 г. 6 м. или 4 г.

 

 

свернуть

Повышения речевой активности у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Консультация для родителей

Работаем над восприятием

  • Автор: ЦКРОиР Брестского района
  • Скачать

Познаём предметный мир

  • Автор: ЦКРОиР Брестского района
  • Скачать

Развиваем мелкую моторику

  • Автор: ЦКРОиР Брестского района
  • Скачать

Развиваем речь

  • Автор: ЦКРОиР Брестского района
  • Скачать

Учим общению

  • Автор: ЦКРОиР Брестского района
  • Скачать