Разговор с родителями

Родительское собрание по теме "Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей"

03.01.2019

Уважаемые родители!

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Л. Н. Толстому принадлежат слова: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». На этот вопрос Вам предстоит ответить в конце нашей необычной встречи. А её начнём с выполнения задания.

Предложите  взрослым членам Вашей семьи взять в руки чистые листы бумаги и сделать следующее:

  • - закрыть глаза;
  • - не открывая глаз, согнуть лист пополам;
  • - не открывая глаз, согнуть еще раз пополам;
  • - не открывая глаз, оторвать верхний правый угол;
  • - не открывая глаз, оторвать нижний правый угол;
  • - не открывая глаз, оторвать верхний левый угол;
  • -открыть глаза и посмотреть, что получилось;
  • - сравнить.

Сравните узоры, которые получились. Вероятнее всего, у всех они будут разными, хотя задания звучали для всех одинаково.

Вывод: все  люди  разные, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть одно, что объединяет нас сегодня - это наши дети. Наши дети тоже разные, но они самые родные и любимые, самые дорогие, самые лучшие.

Все родители мечтают о счастливом будущем своего малыша. Ребёнок – это чаша. И задача родителей её наполнить. Мало наполнить чашу, важно, чтобы она не расплескалась, не разбилась, а становилась с каждым годом содержательнее, лучше и богаче. Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Каким человеком станет? От Вас, родителей,  во многом зависит это.

Тема нашего разговора: «Роль семьи в сохранении психологического здоровья детей».

Семья – замечательное слово. Оно  означает уют, тепло, поддержку близких. Семья даёт первые и главные уроки любви, понимания, доверия, веры. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — еще и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту.

Тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Каждый взрослый может сыграть в жизни ребенка как созидательную, так и разрушительную роль.

Психологическое здоровье или нездоровье ребёнка связано с психологической атмосферой семьи и зависит от характера взаимоотношений в семье. Основным условием воспитания является личный пример родителей. Если ребёнок ежедневно видит в семье тёплые, заботливые, уважительные отношения, то он обязательно перенесёт их в свою жизнь.

(См. ролик «Какая семья счастливая?»

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются:

  • стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу;
  • беседовать на интересующие всех темы;
  • вместе выполнять домашнюю работу;
  • подчеркивать достоинства и добрые дела каждого;
  • открытость семьи, гостеприимство.

Дополните, пожалуйста, какие ещё показатели благоприятного психологического климата семьи.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, формированию чувства уверенности и защищённости, выработке у него положительных качеств, хорошего отношения к другим людям.

Портрет психологически здорового ребёнка:

  • обладает уверенностью, адекватной самооценкой;
  • способен к сопереживанию;
  • испытывает чувство привязанности, любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
  • общителен, стремится ко взаимодействию со сверстниками;
  • доброжелателен к людям.

Что считается неблагоприятным психологическим климатом в семье?

К сожалению, очень часто в учреждения образования приходят дети педагогически запущенные, с больной нервной системой, которые хотят, но не умеют выполнять простейшие действия по самообслуживанию, хотят учиться, но не умеют, которые не хотят что-либо делать, учиться, не умеют управлять собой. Почему так происходит? Причин много. Вот  некоторые:

  • слабое физическое развитие;
  • дефицит общения с родителями (с детьми не занимаются или дети живут с бабушкой);
  • частые конфликтные ситуации в семье;
  • пьющие родители;
  • неполные семьи;
  • и др. …

 (См. ролик «Брошенные дети часто живут с родителями»)

Если взрослые члены семьи постоянно ссорятся, скандалят, испытывают тревожность, напряженность, отчуждение, то это негативно сказывается в первую очередь на детях, на их поведении, отношении к окружающим, успеваемости. У малыша могут развиваться признаки стрессового состояния. Чтобы вовремя помочь своему ребёнку, надо их знать.

Давайте попытаемся определить признаки стрессового состояния ребёнка.

  • Трудности с засыпанием, неспокойный сон
  • Частая усталость
  • Участившаяся беспричинная обидчивость, слезливость или, наоборот, проявление агрессии (жалобы, обзывания)
  • Участившиеся случаи невнимательности, рассеянности
  • Беспокойство, непоседливость
  • Частое проявление упрямства, капризов
  • Навязчивые привычки – сосание пальца, обгрызание ногтей, накручивание волос на палец
  • Стойкое нарушение аппетита или, наоборот, переедание
  • Стремление к уединению
  • Невротические проявления: моргание глазами, подергивание плеч, ног, дрожание рук
  • Дневное или ночное недержание мочи

Дополните, пожалуйста, список признаков.

Если Вы замечаете что-то из перечисленного у своего ребёнка, возможно, стоит обратиться к специалистам.

Давайте проверим, умеете ли Вы поставить себя на место ребёнка, взглянуть на происходящее его глазами, учесть его точку зрения?

Закончите предложения так, как, на ваш взгляд, закончил бы Ваш ребёнок:

«Мне бывает очень радостно, когда…»

«Я очень грущу, когда…»

«Мне бывает страшно, когда…»

«Я сержусь, когда…»

«Мне бывает стыдно, когда…»

Предложите Вашим детям закончить эти же предложения.

Сравните Ваши ответы и ответы, данные вашими детьми. Степень совпадения ответов будет говорить о Вашей способности взглянуть на происходящее глазами ребёнка, о понимании его эмоционального состояния.

Одним из главных условий полноценного развития ребёнка является психологическая защищённость - осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях. Взрослым следует научиться контролировать свои действия и поступки. Взвешивать каждое слово, научиться любить и понимать своих детей, и результаты не заставят себя долго ждать. И пусть тот опыт, который вы сегодня приобрели, поможет вам в общении с детьми.

(См.ролик «Заповеди для родителей»)

         Пожалуйста, задумайтесь, согласны ли Вы с утверждением Л.Н.Толстого: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

         Спасибо за участие. Ждём Ваши предложения и замечания по теме собрания.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Любя своих детей, учите их любить вас, не научите – будете плакать на старости лет - вот, по-моему, одна из самых мудрых истин материнства и отцовства».

В.А.Сухомлинский

  • Как можно больше времени проводите вместе с детьми, со своей семьёй. Обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, советуйтесь друг с другом.
  • Обсуждайте возникшие проблемы спокойно, без крика и раздражения; тогда ваш ребёнок ничего не будет от вас скрывать.
  • Чаще показывайте детям, как вы их любите, не скрывайте этого.
  • Старайтесь знать друзей вашего ребёнка. Знать, где и с кем он играет, проводит время.
  • Не бойтесь попросить совета у вашего ребёнка – это сблизит вас.
  • Не заставляйте ребёнка доверять вам свои тайны. Этим вы ничего не добьётесь.
  • Доверять вам будут, если вы будете не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
  • Будьте примером для ребёнка: ведь как вы относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
  • Помните, что ребёнок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
  • Если родители с раннего детства не научились ребёнку говорить «Нет!», то их жизнь может превратиться в нескончаемую дорогу в ад.
  • Чаще бывайте в учреждении образования. Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
свернуть