Cоветы педагога социального

Формы и методы работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития

 

Формы и методы работы социального педагога с семьями, воспитывающими детей с особенностями психофизического развития

 

Групповые методы работы с семьей (семьями):

 Тренинги Особенно распространены психологические и образовательные тренинги.

Психологический тренинг, целью которого может быть работа с чувствами, коррекция страхов, личностная самоактуализация и т.д.  Проводится  совместно с психологом.

Образовательные тренинги для родителей направлены, прежде всего, на развитие умений и навыков, которые помогают семьям управлять своей микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных решений,  конструктивного взаимодействия с детьми с ОПФР

Посредническая помощь социального педагога (звонки, письменные обращения в различные инстанции).

Родительская школа.

Её цель – помочь родителям найти принципиально новые подходы в воспитании детей с ограничениями, обучить их специальным приёмам работы с ними, оказать психологическую помощь и поддержку

По такому же принципу строится работа Родительского клуба.

Чтобы жизнь родителей и детей с ограниченными возможностями наполнилась радостью, новыми впечатлениями, положительными эмоциями, важна организация совместных культурно-массовых мероприятий, в которых приняли бы участие все члены семьи. Это могут быть:

семейные праздники (дни именинников, рождественские встречи);

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей (например, выставки декоративно-прикладного творчества);

совместные выездные лагерные смены детей и родителей;

Информационно-просветительская робота:

лекции по разнообразной тематике;

семинары;

консультации (индивидуальные и групповые).

Группа для родителей по самоутверждению

Цель: Помочь группе родителей освоить умения и навыки самоутверждения, которые помогли бы им не впадать в крайность, типичную для общения между людьми – агрессивность и пассивность  - и научить говорить со своими детьми (и со всеми окружающими) в твёрдой, но в тоже время дружелюбной и уважительной манере.

Интегрированные игровые площадки

Цель: Формирование у родителей адекватных способов общения с детьми.

Малые родительские группы самопомощи

Цель: формирование способов эффективного родительского поведения в соответствии с особенностями развития ребёнка, обусловленного наличием того  или иного заболевания.

Задачи:

- уточнить знания родителей об особенностях развития ребёнка с тем или иным заболеванием;

- помочь родителям осознать и уточнить свои представления о собственной роли в развитии ребёнка и возможностях помощи ему, создать мотивацию к активному участию в психокоррекционном процессе;

- познакомить родителей со способами эффективного общения с их детьми;

- обмен позитивны опытом воспитания детей, решения тех или иных проблем и затруднений.

Круглые столы  для родителей с участием специалистов различных ведомств

Задачи:

- совместный  поиск (родителями, специалистами центра и приглашенными специалистами) путей решения проблем, возникающих  у родителей при воспитании детей с ОПФР;

- предоставление ответов на вопросы, сформулированные родителями;

- совместное пребывание мам и детей в оздоровительном лагере способствовало созданию условий для полноценного общения в положительной эмоциональной атмосфере.

 

Тренинг как наиболее эффективная форма работы с

семьей, воспитывающей ребенка с ОПФР

 

Социально-педагогическая коррекция проблем семьи — целесообразно организованная система педагогических воздействий, направленных на изме­нение определенных особенностей (свойств, процессов, состоя­ний, черт) поведения ее членов.

Под социально-педагогической коррекцией семьи также понимается совокупность методов, направленных на развитие и стимулирование потенциальных возможностей семьи в жизнедеятельности, поведении членов семьи.

В оказании коррекционной помощи семье ребенка (да и самому ребенком) необходимо применять активные формы и методы работы. В рамках данной работы наиболее эффективной формой социально-педагогической коррекции проблем семьи является тренинг.

Тренинг является одной из наиболее удобных, конструктивных, быстро действующих форм психологической работы с группами. Именно тренинг позволяет среди других психологических методов реализовать необходимые психологические условия развития личностного самосознания людей и актуализации их ресурсов, изменить их поведение и отношение к миру и другим людям.

Очень хорошо, если с самого начала участникам тренинговой группы предлагается определенная структура занятия, к которой они постепенно привыкают, начиная понимать ее внутреннее значение. Рассмотрим два варианта структурирования занятия. Каждый из них имеет свои преимущества и ограничения.

 «Базовая» структура транингового занятия может выглядеть следующим образом:

1.Ритуал приветствия

2.Разминка.

3.Рефлексия прошлого занятия.

4.Введение в тему сегодняшнего занятия (в основное содержание).

5.Упражнения и процедуры, позволяющие освоить основное содержание занятия.

6.Рефлексия прошедшего занятия.

7.Домашнее задание или «мостик» в следующую встречу.

8.Ритуал прощания.

Ритуалы приветствия-прощания – это психологическая «рамка» занятия, граница, отделяющая его от предыдущего и последующего «кусочков» жизни. Они выполняют функцию «замка», отпирающего дверь в тренинговую ситуацию (настройка) и затем запирающего его. Второе не менее важно: с занятия участник должен уйти обогащенным новым содержанием, но вместе с тем готовым переключиться на другую деятельность, других людей в качестве ведущих. Кроме того, ритуалы – это способ создания и поддержания общности участников, их «МЫ чувства». Ритуалы по возможности должны быть выработаны самой группой. И с ними не стоит обращаться вольно: они должны быть достаточно устойчивыми и обязательными к исполнению на каждом занятии. На то они и ритуалы.

Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние людей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями в случае, если тренер видит необходимость как то изменить актуальное эмоциональное состояние членов группы. Соответственно, разминочные упражнения необходимо выбирать с учетом актуального состояния группы и задач предстоящей деятельности. Определенные разметочные упражнения позволяют активизировать людей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения. Если актуальное состояние членов группы вполне отвечает задачам занятия, можно проводить тематические разминки: они помимо психофизического и эмоционального настроя выполняют роль введения в тему занятия.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

Рефлексия прошлого занятия предполагает, что вспоминается, чем занимались в последний раз, что особенно запомнилось, зачем это делали.

Каждый раз ведущему нужно очень четко ставить задачу сначала перед самим собой, как создателем сценария, а затем перед участниками. Какая именно рефлексивная деятельность важна нам сейчас, в контексте темы занятий и общей задачи курса? Сколько времени на каждом занятии мы можем ей уделить?

Введение в тему текущего занятия может быть осуществлено еще раньше, на этапе тематической разминки. Либо это может быть самостоятельный и очень важный этап встречи. Его функция состоит не только в том, чтобы донести до сведения тему и основную задачу встречи, но и замотивировать членов группы на серьезную, глубокую работу. Для введения в содержание могут быть использованы разные приемы. Например, тема может быть просто сообщена, а задачи перечислены. Можно сформулировать тему и вместе с участниками определить задачи занятий, исходя из темы и интересов членов группы. Такой подход бывает действенным при одном условии: у участников должен быть опыт такой работы (опыт самостоятельной постановки задач к собственной деятельности). Весьма эффективно применение проблемного метода: перед членами тренинговой группы ставится открытый вопрос, связанный с темой, и в процессе обсуждения устанавливается, какая информация для ответа на него у группы уже есть, а какую требуется получить на этом занятии. Возможно заинтересовать участников каким- нибудь потрясающе ярким фактом и работать дальше на энергии непроизвольного интереса и т.д.

Упражнения и процедуры, направленные на освоение основного содержания – это ролевые игры, психотехнические упражнения, дискуссии, сопровождающиеся краткими монологами ведущего, рефлексивными «паузами», подведением итогов, фиксацией этих итогов на доске и в личных тренинговых записях. Но опасно превращать тренинг в урок семинар: в этом случае исчезает сама основа тренингового обучения – собственная практика обучающегося.

Домашнее задание... Трудный вопрос. С одной стороны, у хорошего тренера с трудом повернется язык дать домашнее задание. С другой стороны, трудно без него организовать эффективное психологическое обучение в том режиме, в каком оно чаще всего существует.

Таков первый вариант структурирования тренингового занятия. Самый простой.

Второй вариант, более изысканный, но и более требовательный к профессионализму ведущего и условиям работы группы. Он позволяет организовать каждую тренинговую встречу как некоторый тематически, организационно и эмоционально целостный «фрагмент» жизни. Структура встречи в данном случае такова:

1.Разминка (лучше всего – тематическая). Выполняет функцию психологического запуска темы. После разминки озвучивается тема.

2.Диагностика проблемы в ходе выполнения упражнения или небольшой игры. Игра должна показать участникам, над чем им необходимо работать в плане собственного развития или развития отношений.

3.Теоретический «кусок»: введение понятий, правил, технологий. Информация, так называемая «теория», дается крайне дозированно. Только то, что нужно для сегодняшнего занятия, в очень простой и понятной форме. Это та информация, которая помогает формировать навыки (с мотивационной и инструментальной точек зрения) и в дальнейшем их отслеживать самому.

4.Отработка навыков в серии упражнений. Как правило, это короткие, конкретные упражнения на отработку разных сторон, аспектов какого то навыка.

5.Обобщение полученных навыков в «большой» ролевой игре. Игра выступает средством проверки эффективности всего, чтобы происходило ранее.

6.Рефлексия (обмен чувствами, анализ произошедшего, ответы на вопросы ведущего).

7.Межличностная поддержка, обратная связь.

Такое занятие трудно провести за 40 минут, оно требует больше времени на реализацию, но и выгода очевидна: эффективность работы над некоторым навыком или умением, построенной таким образом, очень высока.

 

Игры и упражнения на знакомство

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, создание благоприятных условий для работы группы, выработка совместных норм и принципов работы для данной группы.

Ожидания, что будет происходить в группе, у различных участников разные. Каждый приносит  с собой свой индивидуальный опыт. Во время знакомства проявляются те особенности человека, которые являются следствием его предыдущего социального опыта. Это очень важно, потому что влияние данной тренинговой группы ещё только начинает складываться и участникам важно  как и защитить себя, так и почувствовать свою принадлежность к данной группе. Как только участники лучше узнают друг друга, они могут позволить себе больше свободы и разнообразных экспериментов. Одновременно участники достигают взаимопонимания относительно содержания групповой задачи и пытаются прояснить для себя, что нужно именно им.

Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

«Баранья голова»

Инструкция: «А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, чтобы сразу и прочно запомнить все игровые имена. Наше представление будет организовано так: первый участник называет свое имя, второй – имя предыдущего и свое, третий – имена двух предыдущих и свое и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена всех членов группы, сидящих перед ним. Записывать имена нельзя – только запоминать. Эта процедура называется «Баранья голова». Почему? Если вы, называя своих партнеров, забыли чье-то имя, то произносите «баранья голова», конечно, имея в виду себя, а не того, кого забыли. Дополнительное условие – называя имя человека, обязательно посмотреть ему в глаза».

«Мой Плакат»

Участникам предлагают нарисовать на листе бумаги плакат, состоящий из нескольких разделов:

  1. Имя.
  2. Возраст.
  3. Вес.
  4. Рост.
  5. Мой любимый цвет. Нарисовать:

а) чем я люблю заниматься;

б) некоторые мои друзья;

в) так я выгляжу, когда я счастлив (автопортрет);

г) моя семья;

д) если бы у меня было одно желание, я бы загадал, чтобы...;

е) вот мое любимое место.

Эти плакаты прикрепляются на грудь, и участники в произвольном порядке ходят по комнате, знакомясь друг с другом в течение 15 минут.

 

Игры и упражнения на сплочение группы

Цель: объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, приобретение умения в выражении симпатии и уважения участников друг к другу.

Сплоченность является групповой переменной, то есть зависит от отношения всех членов группы. Групповая

«Слепая прогулка»

Инструкция: «Предложите Вашему партнеру взять Вас на «слепую» прогулку, где он должен предоставлять Вам разнообразные предметы и вещи для ощущения форм, размеров, текстур, температур и других характеристик реальных объектов, используя Ваши кинестетические и аудиальные возможности.

Если Вы захотите снизить или подавить рационально-вербальную деятельность мозга (его левой половины), то можно попробовать считать в прямом или обратном порядке, в то время как будет происходить все остальное».

«Любое число»

Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот, мгновенно должен назвать какое-нибудь число от одного до числа, равного количеству участников в группе. Ведущий командует «три–четыре». Одновременно должно встать столько игроков, какое число названо. При этом игрок, назвавший это случайное число, сам может встать, а может остаться сидеть. Ведущий прекращает игру после двух-трех удачных попыток.

«Ответы за другого»

Участникам предлагается взять большой лист бумаги и разделить вертикальными линиями на 3 части. В верхней части среднего столбца подписать своё игровое имя. Над левым столбцом написать имя человека сидящего слева, но через одного человека. Над правым столбцом – имя человека, сидящего справа, так же через одного.

Инструкция: «Итак, сейчас прозвучат вопросы. Их записывать не нужно. Ставьте номера вопросов и записывайте ответы, которые, по вашему мнению, дают ваши партнеры. Не спешите, попробуйте вжиться во внутренний мир человека, от имени которого вам приходится писать. В среднем столбце вы отвечаете за себя. Отвечайте кратко и определенно.

 Возможный перечень вопросов:

– Ваш любимый цвет.

– Ваше любимое мужское имя.

– Ваше любимо женское имя.

– С симпатией ли вы относитесь к домашней живности? Если да, то кого предпочитаете: собак, кошек, птиц, рыбок или кого-то другого.

– Ваше любимое времяпрепровождение.

– Фильмы, какого жанра вы предпочитаете?

– Музыкальные предпочтения.

 

Игры, направленные на освоение умений общения

Цель: формирование навыков и умений общения с разными группами людей.

Основной принцип тренинга – освоение активного стиля общения; совершенствование умений эффективного общения; формирование стиля доверительного общения; отработка навыков понимания окружающих людей.

 «Аборигены и инопланетяне» 

Группа делится пополам. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне,  которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык  и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.

Инструкция для аборигенов: «Когда инопланетяне выйдут за дверь: «Кивок головой, обозначает «нет». Слово «нет» обозначает «да». Слова «да» в речи – «нет». Если в вопросе содержится слово «любовь», «любить», то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая «класс».

Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 – минут. Когда время истекло, инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения.

По окончании игры сесть в общий круг через одного и отрефлексировать.

 «Дар убеждения»  

Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать «публике» то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка. В случае, если «публика» ошиблась – ведущий придумывает ей наказание (например, на протяжении одной минуты попрыгать).

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда «публика» ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

 

Игры и упражнения, направленные на разрешение и профилактику конфликтов

 

Цель: понимание природы конфликта, формирование отношения к конфликтам, как к новым возможностям творчества и самосовершенствования. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации. Отработка навыков «я–высказываний», способствующих разрешению конфликтных ситуаций, демонстрация стиля сотрудничества как одного из основных элементов в профилактике разрешения конфликтов, выявление факторов эффективного общения, способствующих достижению взаимопонимания между участниками, позитивное утверждение личности.

 «Молва»

Активными игроками в этой игре являются 6 участников. Остальные — наблюдатели, эксперты. Четыре участника на некоторое время выходят из помещения. В это время первый участник, который остался, должен прочитать второму игроку предложенный ведущим небольшой рассказ или сюжет. Задача второго игрока – внимательно слушать, чтобы потом передать полученную информацию третьему участнику, который должен будет войти в комнату по сигналу. Третий игрок, прослушав рассказ второго игрока, должен пересказать его четвертому и т. д.

 «Варианты общения»

Участники разбиваются на пары.

«Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу разговор прекращается.

«Игнорирование». В течение 30 секунд один участник из пары высказывается, а другой в это время полностью его игнорирует. Затем они меняются ролями.

«Спина к спине». Во время упражнения участники сидят друг к другу спиной. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.

«Активное слушание». В течение одной минуты один участник говорит, а другой внимательно слушает его, всем своим видом показывая заинтересованность в общении с ним. Затем они меняются ролями.

Обсуждение: Как вы себя ощущали во время проведения первых трех упражнений? Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто? Что мешало вам чувствовать себя комфортно? Как вы себя ощущали во время последнего упражнения? Что помогает вам в общении?

«Шалаш»

Первые два участника становятся вплотную спиной друг к другу. Затем каждый из них делает шаг (два) вперед для того, чтобы установить равновесие и позу, удобную для двоих участников. Таким образом, они должны представить из себя основу «шалаша». По очереди к «шалашу» подходят и «пристраиваются» новые участники, находя для себя удобную позу и не нарушая комфорта других.

Примечание. Если участников более 12 человек, то лучше сформировать две (или более) команды.

Обсуждение: Как вы себя ощущали во время «постройки шалаша»? Что необходимо было сделать для того, чтобы каждый ощущал себя комфортно?

Игры и упражнения, направленные на  управление собственным эмоциональным состоянием

 

Цель: показ способов снятия внутренней напряженности, агрессии, гнева, приобретение навыков избавления от обиды, иных негативных эмоций, приобретение умений, уменьшения преувеличенной значимости человека, страха им высказываемых.

«Два барана»  Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места. Можно издавать звуки «Бе-е-е».

«Ругаемся овощами»

Предложить участникам поругаться овощами: «Ты – огурец», «А ты – редиска»«. «Ты – морковка», «А ты – тыква» и. т.д.

«Хорошее и плохое»

Упражнение лучше выполнять под соответствующую музыку. Ведущий просит участников закрыть глаза, расслабится и в этом состоянии вспомнить несколько своих положительных качеств, ситуации, в которых они им помогали. Затем просит подумать об отрицательных качествах и ситуациях, в которых они мешали.

Ведущий просит участников подумать о ситуациях, в которых отрицательные качества сыграли роль положительных, помогли чем-либо. Обсуждение.

 

Упражнения, формирующие обратную личностную связь

 

Цель: Создание условий для возникновения обратной связи более целостного характера, особенно в тех случаях, когда это соответствует потребностям участников тренинга. Установление позитивной обратной связи как средства стабилизации и повышения самооценки участников занятий, актуализация их личностных ресурсов, а так же создание позитивного эмоционального фона в группе.

1 упражнение. Участники сидят по кругу.

Инструкция: «Начнем сегодняшний день с того, что, бросая по очереди друг другу этот мяч, будем говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Будем внимательны, чтобы мяч побывал у каждого».

Это упражнение можно проводить в начале дня, и в другое время.

2 упражнение. Все участники садятся по кругу.

Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы расстаем­ся. Однако перед тем как разъехаться, соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и соби­рать чемодан для каждого будем вместе. Содер­жимое чемодана будет особым. Так как мы зани­мались проблемой общения, туда мы „положим» то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и вручим чемодан. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.

Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:

1.В чемодан надо положить одинаковое коли­чество помогающих и мешающих в общении качеств.

  1. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы, один, не согласен, то груп­па может попытаться его убедить в правильнос­ти своего решения, а если это не удастся сде­лать, качество в чемодан не кладется.
  2. Положить в чемодан можно только те каче­ства, которые проявились в ходе работы группы.
  3. Положить в чемодан можно только те ка­чества, которые поддаются коррекции.
  4. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди, допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили».

Тренер может предложить использовать для временного ориентира опыт обсуждения участни­ка, которому первому собирают чемодан. Переходить к обсуждению качеств следует только тогда, когда руководитель сбора чемодана выслушает предложения. Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом.

 Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участ­ников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи.

 При планировании работы группы тренер дол­жен учесть, что на сбор чемодана в таком вариан­те уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.

3 упражнение. Группа садится по кругу.

Инструкция: «Мы завершаем нашу работу. У каждого из нас есть возможность обратиться к двум участникам группы и попросить их назвать одно качество, которое помогает вам в общении, и одно, которое мешает. Участники, к которым обращаются с вопросом, какое-то время думают, а затем по очереди высказывают свое мнение».

Тренер может участвовать в упражнении, но помнить при этом, что члены группы могут пого­ворить с ним и по завершении работы.

4 упражнение. Группа садится по кругу.

Инструкция: «Мы завершаем нашу работу. Сейчас каждый из вас по очереди будет ставить перед собой этот стул (тренер ставит стул в центр круга). Все участники группы в том порядке, в котором вам будет удобно, будут подходить к вам, садиться на стул и называть одно качество, которое, на их взгляд, помогает вам в общении, и одно, ко­торое мешает. При этом надо помнить, что на­зывать следует те качества, которые проявились в ходе работы группы и поддаются коррекции. После того как все выскажут свое мнение, следу­ющий участник берет стул и ставит напротив себя. Упражнение повторяется и т. д.».

5 упражнение Участники становятся по кругу.

Инструкция: «Одно время во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разнообразные тра­диции, привычки, обычаи, отличающие их от дру­гих людей. Одной из таких традиций было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отра­жающие жизненную позицию, девиз ее обладателя.

Сейчас мы будем бросать этот мяч друг дру­гу со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано...», проговаривая текст, который, с вашей точки зрения, мог бы быть написан на футболке человека, ко­торому вы бросаете мяч.

Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен ли, надеть футболку с такой надписью или нет.

Будем внимательно следить за тем, у кого уже побывал мяч, а у кого нет. Надо, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».

Это упражнение лучше проводить, когда чле­ны группы уже узнали друг друга, например, на третий день работы тренинговой группы.

 

Пластический тренинг  (элементы телесно-ориен­тированной терапии)

 

Основной целью упражнений данного типа является улучшение психологического самочувствия за счет осознания языка тела. Достижению этой цели способствует последовательное решение следующих задач:

1) нахождение и снятие собственных зажимов;

2) изучение невербальных компонентов общения;

3) осознание языка собственного тела.

Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность «телесно-ориентированных» тренингов.

 

«Огонь – лед»

Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

«Ртуть»

Участники стоят в кругу. Ведущий предлагает участникам представить свое тело в виде механизма, который нуждается в смазке, или в виде сосуда, который должен быть полностью наполнен жидкостью, например ртутью. «Я ввожу ртуть (или масло) в ваш указательный палец». Вы должны заполнить жидкостью все суставы вашего тела. Упражнение выполняйте медленно и сосредоточенно, чтобы ни один участок не остался без смазки.

«Зажимы по кругу»

Участники идут по кругу. По команде ведущего напрягают левую руку, левую ногу, правую руку, правую ногу, обе ноги, поясницу, все тело. Напряжение в каждом отдельном случае сначала должно быть слабым, потом постепенно нарастать до предела. В таком состоянии предельного напряжения участники идут несколько секунд (15 – 20), потом по команде ведущего сбрасывают напряжение – полностью расслабляют напряженный участок тела.

После окончания этой части упражнения ведущий дает участникам задание прислушаться к ощущениям своего тела, продолжая спокойно идти по кругу, вспомнить «обычное» для себя напряжение (свой обычный зажим). Постепенно напрягая тело в этом месте, довести зажим до предела, сбросить его через 15 – 20 секунд. Напрячь до предела любой другой участок тела, обращая внимание на то, что происходит с «обычным» зажимом. Повторить упражнение с собственными зажимами 3 – 5 раз. После окончания упражнения участникам дается рекомендация индивидуально повторять его хотя бы 1 – 2 раза в день.

 

свернуть

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с РДА

14.03.2019

Воспитание культурно-гигиенических навыков

у детей с РДА

 

            Из-за боязни горшка у детей с РДА очень долго (до 2—3 лет) не формируются навыки опрятности. Чтобы помочь в решении этой проблемы, необходимо сформировать определенный ритуал, которому нужно следовать изо дня в день. Лучше высаживать ребенка на горшок в одном и том же месте (в туалете, если нет страха туалета, или рядом), предлагая устойчивый эмалированный горшок с удобной посадочной площадью, покрытый специально сделанным мягким тканевым сиденьем. Это поможет победить неприятные ассоциации ребенка. Затем можно вместе выливать содержимое горшка (управляя руками ребенка), спускать воду (если он не боится шума спускаемой воды) и т.д. Можно обыгрывать ситуацию высаживания на горшок куклы либо других игрушек, которых ребенок не боится. В дальнейшем после привыкания ощущения и реакция на горшок будут положительными.

При обучении ребенка умыванию найти удобное место для мыла, зубной щетки, уточнить, какой рукой лучше брать щетку, а какой — пасту. Эти детали, часто не имеющие значения для обычных детей, могут оказаться критическими при обучении ребенка с ранним детским аутизмом с трудностями произвольного сосредоточения.

В обучении можно использовать игры типа "Кукла Таня умы­вается", "У куклы Тани красивое полотенце", "Причешем кукле волосы", "У куклы Тани красивый носовой платок". Игра "Наведем порядок" воспитывает готовность оказать взрослым посильную помощь по поддержанию порядка (собрать разбросанные игрушки, принести нужную вещь, поставить в "гараж" машины и т.д.). При обучении важен ритм занятия. Аутичный ребенок не способен долго оставаться в ситуации, когда от него требуется произвольное внимание и выполнение произвольных действий. Тренировки в первое время могут быть очень короткими (3—5 мин), но необхо­димо, чтобы ребенок сразу испытал радость успеха. Взрослый дейст­вует за ребенка его руками, быстро и уверенно, чтобы поскорее завершить действие, при этом приговаривая, какой тот молодец и что будет, когда он умоется, уберет игрушки и т.д. Рекомендуется эмоционально обыграть удачу, например: "Ты так чисто умылся, глазки заблестели, щечки заалели!". В это время взрослый находится впереди ребенка, облегчая этим зрительный контакт с ним, радуясь и заражая его своей радостью от успеха сделанного.

         У ребенка с ранним детским аутизмом, как правило, до 2—3 лет задерживается формирование навыков жевания. Он испытывает определенные сложности и проявляет избирательность в еде. Ре­бенок долго употребляет жидкую пищу, иногда у него может быть всего одно или два постоянных любимых блюда. Чтобы расширить рацион, предлагается предпочитаемую ребенком еду давать ему за столом, а между едой ограничивать доступ к любимым лакомствам. Пищу, от которой ребенок отказывается, оставлять на видном месте и, не предлагая ему, съедать время от времени кусочек взрослому или вместе кормить другого. Решение этой проблемы требует боль­шого терпения от взрослых, но со временем рацион ребенка удается расширить.

У ребенка с проявлениями аутизма задерживается формирова­ние умений пользования ложкой, удерживания в руках чашки, правильной позы за столом. Исследования показывают, что если малыш сосет палец, подносит ко рту игрушки и засовывает их в рот, значит, он может овладеть точными, координированными дви­жениями, необходимыми для того, чтобы поднести пищу ко рту. Его уже можно приучать есть самостоятельно, начинать учить пра­вилам поведения за столом. Важно сначала правильно организовать место, подобрать удобный по высоте стул. Перед ребенком ставят тарелку с едой, кладут ложку или вилку, а все посторонние пред­меты убирают. Если ребенок вскакивает из-за стола с куском в руке, нужно спокойно, но твердо усадить его на место либо велеть, чтобы он положил кусок на стол. Или же, если ребенок хочет пить, можно попросить его сначала сесть на стул, а затем исполнить желание.

Нередко ребенок испытывает трудности во время еды из-за своей повышенной брезгливости. Даже капелька супа на одежде может стать источником неприятных ощущений. Эту проблему можно решить, научив ребенка пользоваться салфеткой.

При обучении навыку пользования ложкой взрослый должен находиться сзади или сбоку от ребенка, чтобы у него возникало ощущение самостоятельного выполнения действий. При этом следует подбадривать ребенка и игнорировать неудачу. 

В обучении можно использовать различные игры типа "Кукла Маша завтракает", в которых у ребенка формируются и закреп­ляются навыки правильного поведения за столом, умения есть ак­куратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой, тихо выходить из-за стола после окончания приема пищи, благодарить взрослых.

         Ребенок с данной патологией может испытывать трудности при обучении навыкам одевания, раздевания. Опыт показывает, что если ребенок умеет бросать мяч, надевать кольца на простую пирамиду и владеет другими движениями, необходимыми в игровой деятельности, то его можно учить самостоятельно одеваться и раздеваться.

Научить ребенка раздеваться помогают многократно повторяющиеся в течение дня ситуации в туалете, при укладывании  спать. Сначала, управляя руками ребенка, взрослый помогает ему снять необходимую одежду, затем лишь слегка приспускает ее, предоставляя ребенку возможность завершить действие. Постепенно взрослый ослабляет помощь, однако в случае неуспеха он готов предоставить ее вновь во избежание аффективного "взрыва" ребенка.

Не забывайте поощрять ребенка за малейшие самостоятельные  действия. Однако чтобы не произошло пресыщение похвалой, сох­ранилась ее ценность необходимо ослаблять ее за те действия, которые автоматизируются, постепенно перенося внимание на операции, требующие освоения. Со временем накапливается большой арсенал поощрений (похвал, тактильных, пальчиковых и двигательных игр, песенок, игрушек, лакомств и т.д.), гибкое применение которых позволяет последовательности в подкреплении желательного поведения не превратиться в механичность.

В обучении ребенка используются различные игры. Так, напри­мер, если ребенок постоянно стремится сбросить одежду, обувь и оставаться раздетым, ему предлагают игру "Оденем куклу на прогул­ку". Игра сопровождается рассказом о том, как холодно, неприятно будет кукле, если она пойдет на улицу недостаточно тепло одетой, обутой. Так можно простудиться и заболеть, а этого не хочет никто.

Игра "У куклы Тани новые туфли" учит застегивать пряжки, липучки на туфлях.

В игре "Сложи вещи на свое место" ребенок учится складывать свою одежду в шкаф.

Игра "Наденем кукле курточку" приучает ребенка расстегивать и застегивать пуговицы, молнии. Момент застегивания и расстеги­вания пуговиц можно также включать в интересный ребенку игро­вой сюжет, чтобы дать ему возможность попрактиковаться вне учеб­ной ситуации. Так, например, если ребенок увлечен игрой с конст­руктором "Лего", материалы он может доставать из мешочка с пуговицами, расстегивая пуговицы на нем, а потом убирать их обратно, застегивая пуговицы. Или, играя в поиски клада, ребенок сталкивается с необходимостью расстегнуть пуговицы ("молнию") на мешочке с "сокровищами".

Уменьшению тревожности, упорядочиванию поведения аутичного  ребенка способствуют организация его жизни по четкому расписанию, распорядку дня, существование семейных традиций и привычек, когда последовательность событий предсказуема. Некоторые дети сами с рождения устанавливают постоянный режим дня и требуют его неукоснительного выполнения: прогулка должна происходить всегда в одно и то же время, по одному маршруту, еда — только в определенный час и т.д. Повторяя изо дня в день определенный распорядок дня, взрослые проговаривают вместе с ребенком утром и вечером, что будут делать сегодня, что удалось сделать, что планируют на завтра.

Помочь ребенку усвоить общий распорядок дня может распи­сание (режим дня) в виде фотографий или картинок, на которых он ест, занимается, готовится ко сну, читает на диване с мамой, одевается, гуляет и т.д. (использование лёб-системы (общение с помощью картинок)).

Подобное расписание также дает возможность вносить в привыч­ный распорядок действий что-то новое. Непривычное действие, событие легче принимается ребенком, если оно запланировано. Например, взрослый обращается к ребенку: "Я понимаю, что тебе не хочется сейчас убирать тарелки со стола, но это то, что мы с тобой должны сделать по нашему расписанию, а потом, смотри-ка, мы сможем пойти в парк". Вначале, пока не появится привычка следовать расписанию, его лучше составить из приятных и нейт­ральных для ребенка занятий, чтобы у него не возник явный протест.

Использование карточек (лёб-системы) как средства общения имеет большое значение для социально-бытовой адаптации аутич­ного ребенка, особенно с проявлениями мутизма. Для этого на начальном этапе требуется использовать внутренние потребности такого ребенка, угадывая его желание и помогая сообщить о нем с помощью доступного средства.

         В процессе обучения ребенка с ранним детским аутизмом вначале  вырабатывается эмоциональный стереотип поведения. Взрослый убеждает ребенка в его положительных качествах: что он быстро и хорошо одевается, умывается, накрывает на стол, по­могает маме и т. д. и только после этого идет терпеливое обучение самообслуживанию, бытовым навыкам. Сначала почти все делает взрослый в присутствии ребенка и рассказывает, как хорошо у них получается "вместе". Ребенка подключает лишь для оказания незначительной помощи (подержать, положить). Если тот безучас­тен к работе взрослого, то взрослый выполняет эти действия руками ребенка, говоря при этом, что он "очень хорошо помог". Затем вместе оканчивают работу, производя все больше действий руками ребенка. При этом помощь должна быть безболезненной, но достаточ­но неприятной, чтобы ребенок старался избежать подобной помощи, стремясь выполнить действия самостоятельно. По наблюдениям, аутичный ребенок становится очень зависимым от подсказки, если она предоставляется в приятной или нейтральной форме. Поэтому необходимо стараться побыстрее уменьшать подобную помощь, давая лишь толчок к действию и предоставляя возможность ребенку выполнить это действие самому, поощряя вначале за малейшее самостоятельное движение. Помощь может предоставляться также в виде указательного жеста или словесной подсказки.

Сочетание четкой пространственной организации, расписаний и игровых моментов может заметно облегчить обучение ребенка с ранним детским аутизмом навыкам бытового поведения. При­обретение самостоятельных специальных умений способствует фор­мированию у него положительных черт поведения.

 

свернуть

если ребёнок плохо ест

25.02.2019

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОПФР путем создания безопасных условий в семье.

28.01.2019

Сохранение и укрепление здоровья детей с ОПФР путем создания безопасных условий в семье.

Профилактика травматизма

(памятки для родителей)

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер. Признаками, определяющими опасность, являются:

- угроза для жизни,
- возможность нанесения ущерба здоровью,
- нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека: 
- опасности дома, 
- опасности на дороге и на улице,
- опасности в природе,
- опасности в общении с незнакомыми людьми.

Именно от обученности и опыта в большей степени зависит способность людей к безопасному существованию в окружающей среде.

Для того, чтобы обеспечить безопасность ребёнка взрослым необходимо предпринять ряд мер и строго придерживаться основных требований безопасности.

В первую очередь с ребёнком нужно проводить постоянную разъяснительную работу, используя примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребёнок, совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, доверившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло.

Второе – родителям необходимо создать ребёнку благоприятные условия в жилище, используя всевозможные защитные механизмы, приспособления и соблюдая самим правила пожарной безопасности

Еще одно из главных условий безопасности ребенка — это его к вам доверие. Что бы с ним не случилось, он должен знать: папа и мама всегда помогут, и не бояться ничего вам рассказывать. Будьте в курсе того, кто окружает вашего ребенка в детском саду, школе, на детской площадке или в секции. Если ребенок кажется подавленным, расстроенным, осторожно расспросите его, дайте понять, что он всегда может рассчитывать на вашу защиту и поддержку.

Общие рекомендации по безопасности дома для ребенка:

1. От ударов об углы мебели спасут специальные пластиковые или силиконовые защитные уголки. Можно и самим обернуть углы поролоном или плотной тканью.
2. Аптечка – где бы она ни находилась в шкафчике на кухне, в шкафчике в ванной должна быть спрятана под замок или туда, где ребенку не достать.
3. Если на межкомнатных дверях стоят замки с поворотным механизмом, то следите, чтобы малыш случайно не запер себя в комнате.
4. На межкомнатные двери можно поставить защитный амортизатор, он не даст двери до конца закрыться, а значит, ребенок не защемит палец или руку. Прежде, чем купать ребенка, всегда проверяйте температуру воды.

5. Элементы декора (статуэтки, сувениры и пр. мелочи) вызывает неподдельный  интерес у ребенка, по неосторожности он может их не только разбить, но и сам пораниться.

6. Уберите с глаз долой спицы, иголки, пуговицы, ножницы, в общем все, что ребенок может проглотить или чем может пораниться.
7. Если в доме есть стеклянные журнальные столики, стеклянные двери или дверцы, малыш их может случайно разбить и порезаться об осколки. Чтобы этого не случилось, обклейте  все стеклянные поверхности защитной прозрачной пленкой.
8. Не накрывайте столы скатертью, малыш может потянуть за нее и опрокинуть все, что есть на столе, на себя.
9. Комнатные растения желательно убрать от ребенка подальше, ведь он непременно захочет их исследовать. Это может закончиться разбитым горшком, поломанным цветком, рассыпанной земле. Также помните, что многие комнатные растения ядовиты и опасны.
10. Если в доме высокие порожки между комнатами, их лучше на время убрать, чтобы ребенок лишний раз не спотыкался и не падал.

Как обезопасить пространство на кухне

       По статистике именно на кухне происходит больше всего несчастных случаев с детьми. Причем количество травм средней тяжести примерно равно тяжелым случаям. К сожалению, не редко на кухне случаются и трагедии. Чтобы ничего подобного не произошло с вашим ребенком, необходимо соблюдать элементарные правила безопасности.

  • Все моющие, чистящие средства и другие химикаты храните в недоступном для ребенка месте – под замком или на верхних полках. Неудобно, но зато ребенок не отравится химией.
  • Чтобы ребенок не смог крутить регуляторы пламени на плите или и включать конфорки, воспользуйтесь специальным блоком для плиты.
  • На шкафы и тумбочки, которые крайне нежелательно открывать ребенку, надо повесить блок для дверок.
  • Во время приготовления пищи малышу нельзя находиться на кухне. Более того, не оставляйте горячие кастрюли и сковородки возле края плиты или хотя бы отворачивайте рукоятки к стене, чтобы малыш не перевернул кипяток на себя.
  • Все сыпучие продукты уберите на верхние полки. Но самое важное – убрать столовые приборы в недосягаемое для ребенка место.
  • Полиэтиленовые пакеты храните в недоступном месте.
  • Спрячьте подальше спички, чтобы избежать пожаров и ожогов.
  • Также держите мусорное ведро всегда закрытым, как не парадоксально, но для детей там много нового и  интересного.
  • Электрические чайники, миксеры и другую опасную технику можно обезопасить, пряча шнуры сразу после пользования ими.
  • Выключать бытовую технику из сети, если вы ей не пользуетесь.
  • Не оставлять мясорубку, кухонные комбайны и тому подобные устройства во включенном состоянии. Старайтесь пользоваться ими в дальнем углу столешниц, куда ребенку не добраться.
  • Порошки, бритвенные станки и фен лучше убрать на верхние полки, куда ребенку не достать.
  • Следите, чтобы полы всегда оставались сухими, иначе малыш может поскользнуться.
  • В самой ванной можно постелить резиновый коврик, это убережет малыша от падения.
  • Никогда не оставляйте ребенка в ванной самого даже на минуту. Малыш

Как сделать ванную безопасной

может захлебнуться, перегнуться через борт ванной и упасть на пол.

  • На обратную сторону зеркала лучше прикрепить защитную пленку, если оно и упадет, то не разлетится вдребезги. Проверьте крепление стеклянных полочек.
  • Унитаз надо держать закрытым, а лучше, чтобы туалет всегда был заперт – малыши любят лазить руками в унитаз и купать свои игрушки.             

Комнатные растения

      Еще один источник отравлений и травм - комнатные и садовые растения, ведь среди даже самых безобидных на первый взгляд есть очень ядовитые. Научите малыша не прикасаться к растениям без спроса и уж тем более не тащить их в рот. Правда, листья большинства токсичных растений горькие на вкус, поэтому дети, разжевав их, чаще всего выплевывают, но иногда для тяжелого отравления и этого бывает достаточно. Если на руках, глазах или губах ребенка появились волдыри, распухания, краснота, постарайтесь определить, какое растение послужило причиной этого, и, если растение действительно ядовитое, немедленно дайте ребенку рвотное средство и вызывайте врача.

Аудио- и видеотехника – меры предосторожности

Желательно заменить розетки на безопасные розетки для детей, в них невозможно ничего воткнуть или удариться током. Если розетки менять не хочется, купите заглушки на розетки, их под силу вытащить только взрослому.

Технику, лучше не ставить на нижние полки и низкие подставки.  Ребенок может просто потянуть за провод и техника упадет на пол.

Отключайте всю неиспользуемую технику из розеток.

Убирайте шнуры подальше, дети могут зацепиться ножками и упасть, кроме этого, многие дети любят грызть провода.

Малыши очень любят ноутбуки и компьютеры, особенно клавиатуру. Следите, чтобы ноутбук оставался закрытым, если вас нет рядом, иначе нескольких клавиш вы вскоре не досчитаетесь 

Окна и балконы – опасность номер один

Будьте особенно внимательны, чтобы малыш не залазил на подоконники и не выходил сам на балкон. Не должно быть ничего, на что можно забраться и встать на подоконник.

Много трагических случаев из-за выпадения детей, облокотившихся на москитную сетку.

Есть специальные детские ручки на окна и блокираторы открывания окон и балконных дверей детьми.

Аптечка и лекарства

        Большинство отравлений у детей происходит из-за родительского недосмотра. Ни в коем случае не оставляйте на виду микстуры и таблетки. Даже те лекарства, которыми вы регулярно пользуетесь и держите под рукой, должны быть тщательно закрыты и не попадаться на глаза любопытному малышу. Если вы обнаружили, что ваш ребенок «полакомился» красивыми вкусными таблеточками, срочно обращайтесь к врачу, даже если это всего лишь витамины.

Пожарная безопасность

       Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься с  этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

Объясните детям:

Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Запомни правила противопожарной безопасности.

Правило 1. Не балуйся дома со спичками и зажигалками. Это одна из причин пожаров.

Правило 2. Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

Правило 3. Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи или бенгальские огни дома (и вообще лучше это делать только со взрослыми).

Правило 4.  Без взрослых не подходи к печке и не открывай печную дверцу (от выскочившего уголька может загореться дом).

ЕСЛИ В ДОМЕ НАЧАЛСЯ ПОЖАР

Правило 1.  Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.

Правило 2.  Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 101 или попроси об этом соседей.

Правило 3.  Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 101 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры.

Правило 4.  При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.

Правило 5.  При пожаре никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.

Правило 6.  Ожидая приезда пожарных не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Правило 7.  Когда приедут пожарные, во всём их слушайся и не бойся. Они лучше знают как тебя спасти.

Удары

   Для обеспечения безопасности детей дома, прежде всего удалите бьющиеся предметы: вазы, статуэтки и пр., а также любые тяжелые предметы, книги, часы и т.д. с доступных поверхностей, не оставляйте после еды посуду и столовые принадлежности, особенно ножи и вилки. По возможности пользуйтесь небьющейся посудой. 
Обеспечьте углы мебели специальными накладками, которые уберегут ребёнка от ушиба при ударе.
    Уберечь ребёнка во время прогулки в тёмное время поможет светоотражающий элемент (фликер).
   Ванная комната также является небезопасным местом. Держите дверь в ванную комнату закрытой, при этом внутренний замок стоит либо снять совсем, либо переставить повыше, чтобы малыш не смог случайно запереться в ванной. По окончании пользования ванной сразу же сливайте воду, убирайте подальше туалетные принадлежности, косметические средства и бритвенные лезвия.

Аллергия

        Домашние животные и насекомые часто бывают источником всевозможных инфекций, паразитарных заболеваний, да и просто носителями аллергенов (окна желательно затянуть специальной сеткой от насекомых). Поэтому в комнате, где находится ребенок, не должно быть никаких животных. Даже если у вас в семье до появления малыша уже прижился какой-либо домашний питомец, откажитесь от него хотя бы до того времени, когда ребенок подрастет и адаптируется к окружающей среде. Это тем более необходимо сделать, если животное достаточно большое и агрессивное и может представлять физическую опасность для беззащитного ребёнка. Ведь животные порой так ревнивы! Не дожидайтесь трагической ситуации, жизнь ребенка важнее ваших увлечений! 
Помните, что еще один враг здоровья ребенка – это пыль, содержащая как болезнетворные микробы, так и всевозможные аллергены. Борьба с ней заключается не только в ежедневной влажной уборке гладких горизонтальных поверхностей, но и чистке с помощью пылесоса мягкой мебели, стен и даже мягких игрушек. Хорошо бы не поскупиться и приобрести воздухоочиститель, особенно если в вашем доме есть курильщики или домашние животные. 

Ожоги

         При обеспечении безопасности детей дома особое внимание необходимо уделить кухне - одному из самых травматичных мест в квартире. Здесь много опасных предметов, начиная с кухонной плиты и заканчивая мелкими острыми предметами. Не подпускайте ребенка к зажжённой плите, особенно если на ней стоит чайник, кастрюля или сковорода с готовящейся едой. Не ставьте посуду с горячей пищей на край стола, подверните углы скатерти, чтобы ребенок не мог дотянуться до них и уронить на себя, стоящие на столе предметы. Уберите на верхние полки емкости с едкими веществами, снабдите дверцы шкафов защелками. Обратите внимание: когда в кухне никого нет, дверь в нее должна быть заперта, замок должен находиться на недоступной ребенку высоте. 
         В комнате ребёнка нигде не должно быть открытой электропроводки. Все розетки должны быть исправны и закрыты специальными заглушками. Закройте специальными панелями или хотя бы чем-нибудь загородите радиаторы отопления, не оставляйте свободным доступ к электронагревательным приборам. Наиболее безопасными для детей являются масляные радиаторы.

 

свернуть

Нравственно – трудовое  воспитание  детей 5-6 лет

21.01.2019

Нравственно – трудовое  воспитание  детей 5-6 лет

 

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно-волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. От того, как будет воспитан дошкольников нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитании волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношении взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности в своих силах. Наблюдении показывают, что многим родителям свойственно недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Нередко, дети проявляющие самостоятельность в детском саду, в присутствие родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднении в решении посильных задач. В беседах с родителями педагоги замечают, что взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребёнка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы специальной подготовки - обучение чтению, счёту, письму, а воспитание таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Проведённые педагогические и психологические исследования позволили выделить основные показатели готовности ребёнка к школе, из которых наиболее важными являются общая нравственная воспитанность.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости и недисциплинированности.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребёнка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребёнок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна. Распространённый мотив совместного труда ребёнка с родителями- - стремление к общению с ними « люблю с папой вместе делать что-нибудь», « мне с мамой всегда весело трудиться».

В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьём и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупки продуктов.

Отсутствие современных, особенно городских, семьях потребности в участии детей дошкольного возраста в хозяйственно- бытовом труде приводит к тому, что ребёнок ограничивается трудом по самообслуживанию. Отстранение ребёнка от участия в труде семье наносит урон его нравственному воспитанию. Таким образом, овладение младшими дошкольными трудовыми навыками - эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость. Социальная значимость труда воспитывает у детей чувство ответственности. В труде имеются условии обеспечивающие необходимость приложения ребёнком усилия, проявление настойчивости.

свернуть

переход выпускника из ЦКРОиР в ТЦСОН

14.01.2019

Выпускники ЦКРОиР обязаны предоставить пакет сопроводительных документов, включающий:

  • свидетельство о специальном образовании;
  • психолого-педагогическая характеристика;
  • профиль овладения социально-бытовыми навыками;
  • профиль овладения элементарными трудовыми навыками;
  • карточка выпускника ЦКРОиР при переходе в территориальные центры социального обслуживания населения
свернуть
Размеры государственных пособий некоторым семьям, воспитывающим детей, с 1 мая 2016 года