Советы психолога

Что такое упрямство

14.05.2019

Что такое упрямство

Упрямство ребенка – одна из наиболее эмоциональных тем в воспитании детей. Возможно, что в детском упрямстве многие взрослые усматривают вызов собственной компетентности воспитателя, угрозу своему авторитету в глазах ребенка. Именно это обстоятельство вызывает желание взрослых бороться с упрямством, не разбираясь в причинах того, почему ребенок ведет себя подобным образом, не пытаясь понять, что в собственном поведении может провоцировать противостояние ребенка. Упорно стремясь доказать свою компетентность, настаивая на своем, взрослые проявляют то же самое упрямство. Получается замкнутый круг, где упрямое поведение одного человека порождает такое же поведение у другого.

 Не следует путать настойчивость и упрямство. Настойчивость проявляется, когда ребенок хочет получить что-то и добивается этого. Упрямство – реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему  очень этого хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Он не может отказаться от своего первоначального решения даже при изменившихся обстоятельствах. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так сильно хочется, или давно расхотелось.

Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, вызывающего стресс. Они бросаются на пол, брыкают ногами, размахивают руками. Или кричат, пока у них  не перехватит дыхание, а, отдышавшись, продолжают все по новому кругу. Или могут насуплено молчать. Если приступ упрямства протекает особенно бурно, тогда малыши бьются головой о стену или пол. Во время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они полностью не владеют собой.

Обычно приступ упрямства продолжается несколько минут. В тяжелой форме он может продолжаться до часа. Во время приступа ребенок расходует  почти все свои силы, а после чувствует себя опустошенным.

Возрастные особенности

Период упрямства – неизбежная фаза развития, которую проходит ребенок в кризисные моменты в 1 год, в 3 года, в 7 лет и в подростковом возрасте.

В кризисе одного года капризное упрямство ребенок использует всякий раз, когда ему мешают ползать, ходить, трогать то, что интересно, ничего не предлагая взамен или в протест против неприятных или неожиданных действий взрослого.

2 года – самое не подходящее время для борьбы с упрямством детей, так как оно имеет не только психологические, но и физиологические корни. Существует функциональная специализация коры больших полушарий головного мозга. Левое отвечает за логику, аналитическое абстрактное мышление, контроль поведения. Правое руководит образным мышление, это центр эмоций и подсознательных процессов. У одних, как правило, лучше развито левое полушарие – это математики, программисты, лингвисты, а у других правое – это люди со склонностью к синтезу, творчеству и гуманитарным дисциплинам.

У новорожденного оба полушария «правые», и только постепенно одно из них начинает «леветь» -- фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи, что становится заметно к 2 годам. Маленькому ребенку нужна игра, спонтанность, возможность непосредственного выражения эмоций ( в том числе и отрицательных: недовольство, обида, раздражение), и противопоказано постоянное давление, запреты, ограничения. Родители, которые игнорируют эти особенности малышей, постоянно учат, объясняют, требуют выполнения множества предписаний, перегружают не окрепшее еще левое полушарие, искусственно ускоряют его развитие. Возникает физиологический дисбаланс.

В результате ребенок уже «не слышит» потока родительских замечаний, требований и угроз, копается, долго одевается-раздевается, чем еще больше выводит из себя родителей. Постоянные нотации и наказания только усугубляют состояние ребенка, и в результате он начинает воспринимать все наоборот, говорит «нет» вместо «да», становится капризным и от всего отказывается.

Трехлетний возраст является кризисным. В это время ребенок начинает осознавать себя, понимать, что он – отдельная от других личность, появляется стремление к самостоятельности. Ребенок пытается влиять на родителей, используя новые возможности, -- отговариваясь, упираться, на чем-то настаивать, убегать и т. д. Он хочет делать так, как решил сам, хотя возможно, потом и передумает.

Следующий возрастной кризис – около 7-ми лет, когда ребенок стремится почувствовать себя взрослым, выйти из-под родительской опеки, когда он хочет взять на себя ответственность за свое поведение и выражает неудовольствие и упрямство, когда  родители его поправляют или на чем-то настаивают.

Причины упрямства

До 7 лет ребенок чрезвычайно подвержен внезапным переменам в его жизни: поездка к родственнику, выходные у бабушки. Если взрослые не подготавливают ребенка, то он может быть напуган, ошеломлен и подавлен внезапными событиями. Ребенок может переживать и испытывать боль от потери привычного образа жизни, окружения, питания. Накопив опыт подобных ситуаций, ребенок начинает сопротивляться любым  переменам и новшествам. На каждое новое предложение он отвечает «нет».

Еще одним источником упрямства является эксплуатация взрослыми талантов и способностей ребенка. Заметив хороший слух, умение рисовать или другие способности, родители или воспитатели начинают сверхактивно развивать их, превращая из удовольствия в работу. Ребенок утрачивает удовольствие, испытываемое от своих способностей и порой навсегда отказывается от них и препятствует их проявлению, говоря «нет».

Развитию упрямства служит авторитарность и жесткий контроль родителей. Если родители категоричны, излишне требовательны, нетерпеливы, делают постоянные замечания, бурно реагируют, если их требования немедленно не исполняются/, постоянно угрожают и наказывают, то ребенку остается мало пространства для инициативы и самостоятельных решений. Ребенок вынужден делать то и так, как сказал взрослый, он лишен права выбора, права голоса. Однако он инстинктивно понимает, что право выбора имеет очень большое значение для развития его личности. Когда в этом выборе ему отказывают, ребенок оказывает сопротивление покушению на свою личность и волеизъявление. Он кричит: «Нет, я не буду это делать» или пассивно протестует «Нет, вы не сможете меня заставить». Упрямство может быть единственным способом отстоять свои права. Подрастая, ребенок не доверяет любым авторитетам и открыто бунтует при попытке указать ему, что ему делать.

 Дети, с которыми нянчатся, балуют их, потакают всем капризам и желаниям, часто упрямятся, когда что-то идет не так, как они привыкли. Им кажется, что родители всегда должны делать то, что они хотят, сделать что-либо для себя сами они не умеют. Такой ребенок не умеет самостоятельно принимать решения, справляться с новыми проблемами, выражать свои чувства приемлемым образом, считаться с возможностями и желаниями другими.

Возможно, упрямство является доступной для ребенка формой заявления о себе, о своих желаниях, чувствах. Складывается парадоксальная ситуация: ребенок может заявлять о своих желаниях через выражение нежелания. Но ведь известно, что дети не могут говорить о том, о чем они не умеют говорить, а осознавать свои желания и выражать их в понятной для окружающих форме – задача непростая. Вряд ли возможно ее решение без помощи взрослых.

Детское упрямство  может вызываться чувствами обиды, злости, гнева, обращенными к родителям. В этом случае упрямство выступает как средство мести, когда ребенок поступает вопреки, назло взрослым. Чаще всего так проявляются глубокие проблемы в детско-родительских отношениях.

Как поступать, чтобы упрямство  не стало хроническим?

  1. В общении с упрямцами взрослым нужно прежде всего отказаться от противостояния. Нельзя требовать уважения к себе и не уважать других. Признайте за ребенком право на ошибку. Пусть он сам сможет прочувствовать неприятные последствия своего упрямства. Совершение ошибок и их исправление – не худший путь личностного развития, а помощь стоит лишь предлагать, а не навязывать.
  2. Уступить не значит проявить слабость. Тот, кто уступает, проявляет дальновидность, заботиться о том, кого любит, и показывает маленькому упрямцу образец другого поведения. Это не касается принципиальных моментов, где возражений быть не может, например: переходить дорогу только за руку с мамой, ложиться спать с девяти до десяти, утром завтракать и т.д. Но в других случаях нужно уступать ребенку, тогда он будет себя чувствовать равноправие, свою значимость и независимость.
  3. Прежде чем навязывать ребенку готовое решение, спросите у него, чем бы он хотел заняться. Предложите малышу самостоятельно сделать выбор, пусть сам примет решение. Если ребенок почувствует себя способным что-либо сделать или принять решение без вас, он испытает огромное удовлетворение. В будущем вера в свои силы поможет ребенку преодолевать жизненные преграды, он станет целеустремленным и настойчивым.
  4. Старайтесь избегать таких ситуаций, которые вызывают упрямство, чтобы не закрепить в памяти малыша, что таким поведением он может добиться желаемого. Будьте мудрее, ставьте вопросы так, чтобы на них невозможно было ответить отрицательно. Не задавайте ребенку вопрос, на который у вас уже есть ответ и готовое решение, а он может ответить иначе, например: «Хочешь обедать?» Даже если ребенок ответит «нет», вы же все равно заставите его есть. В этом случае лучше сказать: «Пора обедать».
  5. Не балуйте детей, не разрешайте все, не потакайте всем капризам, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Дети должны понимать, что события не всегда могут идти так, как вам хочется, но надо уметь справляться с этим.
  6. Старайтесь быть гибким родителем, подавайте ребенку пример гибкого реагирования на различные обстоятельства и ситуации. Развитие гибкости поведения происходит через развитие гибкости тела. Пусть ребенок будет подвижным, активным, ловким. Используйте телесный контакт, поглаживания для снятия мышечных зажимов, которые формируются при реакциях упрямства и напряжения.

 

Как вести себя во время приступа?

Как успокоить плачущего, бунтующего, разгневанного малыша? В такой ситуации не нужно много слов. Лучше всего быстро и решительно отвлечь внимание ребенка и привлечь его к чему-нибудь интересному.

Не стоит доказывать малышу тут же на месте, что он должен быть послушным и не позорить маму, что «пора привыкнуть слушаться с первого раза». Чтобы переключится, малышу необходимо немного времени.

Когда вам не нравится поведение ребенка, не стыдите, не ругайте и не наказывайте его, не давайте прозвища.

Поговорите с ребенком о его чувствах, покажите, что вы его понимаете. («Я знаю, что ты расстроен, со мной тоже так бывает, если что-то не получается»).

Можно вместе с ним рисовать злость (пусть это будет каляка-маляка). Затем вместе вы можете порвать или смять рисунок, выбросить его.

Можно предложить ему сделать несколько физических упражнений, чтобы №злость вышла» (раздавить злость в кулачках, подраться подушками). Возможно, он и сам предложит какой-то способ освобождения злости, прислушайтесь к нему.

Действуйте с уважением  к ребенку, ласково и доброжелательно, но при этом будьте тверды и настойчивы, не отступайте от задуманного. Можете предложить ребенку ограниченный выбор («Ты можешь сделать это сейчас или через 5 минут»).

Не принуждайте ребенка давать обещания, что он «больше не будет». Так вы только научите его лгать.

Добиваясь от ребенка проявления только позитивных, хороших качеств, вы невольно будете способствовать накоплению негатива в душе и развитию нервности.

Таким образом, вы научите ребенка справляться с негативными переживаниями, а не копить их. Кроме того, ребенок будет знать, что плох способ поведения, а не он сам, и его самооценка не пострадает, его не будет мучить чувство вины, которое является весьма разрушительным стрессом. Ребенку нужно постоянно давать понять, что его любят, что он  небезразличен родителям.

свернуть

Как не кричать на ребенка?

02.10.2015
Дети учатся общаться, имитируя манеру общения родителей. Если мы намеренно кричим на ребенка, чтобы заставить его делать то, что нам нужно, это называется запугиванием. И дети учатся кричать на других, чтобы принуждать их делать то, что они хотят.
развернуть

КАК НЕ КРИЧАТЬ НА РЕБЕНКА?

Иногда даже самые любящие родители срываются. Многие мамы и папы повышают голос, потому что «запрограммированы» на крик – так поступали их родители. Некотopые позволяют себе прикрикнуть на ребенка только в тех случаях, когда очень расстроены или разгневаны.

Подумайте о том, что крик больно ранит самоуважение и чувство собственного дocтоинства вашего чада, а также мгновенно разрушает душевную взаимосвязь между вами.

Когда родители кричат, дети пугаются. Они воспринимают крик как нападение, поэтому либо бросаются в бой (огрызаются и кричат на нас), либо убегают, стараясь физически либо эмоционально уйти подальше от крика.

Дети учатся общаться, имитируя манеру общения родителей. Если мы намеренно кричим на ребенка, чтобы заставить его делать то, что нам нужно, это называется запугиванием. И дети учатся кричать на других, чтобы принуждать их делать то, что они хотят. Если взрослые кричат на ребенка ненамеpeнно, значит, они потеряли контроль над собой. И малыш понимает, что кричать на других – это вполне приемлемый способ справиться со своим плохим настроением.

Проблему крика можно устранить и снизить причиняемый им эмоциональный вред. В следующий раз, когда почувствуете, что не можете сдержаться, попробуйте следовать этому примеру:

Скажите ребенку, что вы постараетесь справиться с собой, чтобы перестать кричать на него, и попросите помочь вам в этом. Дайте ему разрешение прерывать вас, когда вы начинаете кричать. Предложите своего рода пантомиму – зажимать ладонями уши. Кроме того, крик можно прервать словами: «Ты кричишь на меня, а это мне неприятно» или «Пожалуйста, поговори со мной спокойно, ведь ты любишь меня». Отреагируйте на это напоминание, прибегнув к «перемотке, наладке и повторному запуску».

Пример:

1. Перемотка – «Спасибо за напоминание, я забыла об этом, поскольку была расстроена».

2. Наладка – «Прости, ты не заслужил, чтобы на тебя кричали. То, что ты сделал, нехорошо, но и кричать на тебя тоже не следует».

3. Повторный запуск – «Давай начнем все сначала. Я огорчена, потому что ты не соглашаешься со мной».

Наше разрешение детям напоминать о том, что кричать не следует:
• дает им силу, чтобы защититься от крика, не вступая в борьбу (не спасаясь бегством); 
• оберегает их чувство собственного достоинства, потому что дает им понять, что они не заслуживают такого обращения;
• укрепляет взаимосвязь, так как мы выказываем уважение к их потребностям и чувствам.

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ТЕМЕ ОТ МАМ И ПАП:

1. «По возможности уделять себе хотя бы час в день: побаловаться в это время масочкой для лица, чтением, любимым хобби. В общем, уделить внимание себе любимой, это успокаивает и возвращает радость.»

2. «Один мой знакомый вместо того, чтобы кричать или ругаться говорит нараспев: «Ну что-о это такое?» Без всякого повышения голоса. И выговаривается, и не шумит?? »

3. «Если вы не можете сдержаться, чтобы не обозвать ребенка, то хотя бы оставьте при себе всякие «дурак» и «бестолочь». Придумайте свое ругательство. Например, скажите ему: «Ух ты, барабулька-конопулька!». Еще можно, вместо того чтобы повышать голос на ребенка, скорчить рожицу или разыграть пантомиму. Можно, разозлившись, зарычать или захрюкать... Вообще, лучшее средство от гнева – юмор!»

4. «Все дело в мамином самочувствии. Счастливая мама – хорошая мама. Иногда и надо строгим голосом говорить. Но главное чтобы ребенок знал, что мама его любит. Каждый вечер перед сном говорить ему это, гладить, обнимать, целовать. Тогда и строгие ситуации, когда например крутит ручки конфорок на печке или что-то подобное, воспринимаются только как отдельные ситуации когда мама строгая, а не тенденция поведения. Это у меня так.»

5. «Я сама подглядела у другой мамы, как она, разозлившись на нашалившую дочку, вместо того, чтобы накричать на нее, с преувеличенно свирепым видом погналась за ней со словами «Вот догоню тебя!» Дочка побежала, мама за ней, и сложная ситуация как-то незаметно превратилась в игру.»

6. «Попробуйте вместо того, чтобы орать на ребенка, зарычать или завыть...Это позволит вам не наговорить гадостей в адрес малыша, таких, о которых вы потом, когда остынете, будете жалеть.»

7. «Детям любого возраста, даже младенцам, нужно говорить о своем настроении и состоянии. Обязательно нужно говорить, что у вас плохое настроение или вы устали. Они все поймут и то, что после этого может последовать крик и что-то подобное, пройдет гораздо легче для ребенка.»

8. «Думаю, кричать можно, но в голосе не должно быть ненависти и агрессии, вот что пугает и обижает глубоко…»

9. «Если ругаете ребенка, важно говорить о его плохом поведении, поступке, а не переходить на личность, не унижать... Надо всeгда помнить и подчеркивать это в разговоре с ребенком, что сам он хороший, только повел себя плохо, некрасиво и т.д. Не навешивайте ярлыков!»

10. «Большинство взрослых умеют держать себя в руках, когда это им необходимо. Например, вы сдерживаетесь при разговоре с начальником из-за страха потерять работу...С детьми мы, к сожалению, не церемонимся. Может быть, мы научимся конструктивно разрешать конфликты с детьми из-за страха потерять их уважение и любовь к нам, из-за страха навсeгда одним нашим злым словом разрушить доверительные отношения между нами...»
___________________________________
Детский журнал «Зайкина школа»:
vk.com/zaykinaskazka

свернуть

Готова ли рука к письму?

25.02.2019

Готова ли рука к письму?

 

В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.

Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе.

Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.

Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить ребенка писать до школы не следует.

Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию не­правильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию.

Во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6-7 лет. То есть тогда, когда ребенок уже стал школьником.

Подготовка же руки к письму до школы может заключаться в упражнениях и заданиях, направленных на развитие координации движений рук.

Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:

  • если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
  • если на рисунке все предметы нарисованы очень мелко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.

У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.

Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы только то задание, которое им дают глаза.

Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У ребенка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.

Таким образом, от вас требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш — между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.

Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здоровья внутренних органов.

свернуть

почему ребёнок не слушается

04.02.2019

как принять диагноз

28.09.2018

Что делать, если ребенку выставили диагноз?

Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с особенностями в психо-физического развития

 

 

Родители ребёнка с особенностями психофизического развития проходят длинный, нелёгкий путь, который начинается с отрицания проблемы (нет, с моим ребёнком всё в порядке); когда родитель начинает сталкиваться с трудностями и гонениями в детском саду, школе, потом приходит отчаяние и депрессия, непонимание, куда бежать и что делать, ощущение одиночества, изоляции, злости, самобичевания; затем начинаются попытки найти чудодейственные средства от данного недуга.

Психологическая травма усугубляется, если один из родителей уходит из семьи – часто это папа, которому стыдно, который не может принять факт наличия какого-то дефекта у своего ребёнка, не может смириться с возникшими трудностями, материальными, душевными затратами.

Итак, ребёнку поставлен неутешительный диагноз: аутизм, умственная отсталость, синдром Дауна... Что делать?

  • Первое, что нужно делать родителю в ситуации ощущения безысходности, беспомощности, отчаяния – обратиться к психологу.

Психолог развеет ваши страхи, большинство из которых, как правило, оказываются надуманными, подскажет вам как правильно действовать, чтобы разделить часть своей нагрузки, даст мотивацию и моральную поддержку.

  • Следует помнить, что данный диагноз – не конец света. Если ребёнку грамотно оказать помощь, он может стать полноценным членом общества. Да, он не станет инженером или врачом, но можно помочь ему овладеть любой доступной специальностью. Это может быть и работа на дому – сегодня много людей работают, не выходя из дома. Много случаев, когда человек получил специальность инженера, а работает охранником на заводе, а выпускник ГПТУ открывает свой бизнес.

Относитесь к вашей ситуации не как к источнику печали и проблем, а как к своему душевному ресурсу. Возможно, смысл вашей жизни и заключался в том, чтобы помочь такому ребёнку стать полноправным членом общества и дать пример другим родителям с такой же проблемой. Возможно, именно ваша проблема даёт вам сейчас силы жить и стремиться к чему-то.

Многие великие достижения были сделаны на фоне душевной травмы, когда человек стремился что-то доказать себе и другим, не стал вешать нос. «В каждой трудности кроется возможность» - так говорил Альберт Эйнштейн, которого в детстве учителя тоже считали умственно отсталым.

  • Примите вашего ребёнка таким, какой он есть, попытайтесь проникнуться им, встаньте на его место, попробуйте понять его восприятие мира, его чувства и взаимодействуйте с ним, исходя из того, что вам удалось понять и прочувствовать.
  • Вы не должны стыдиться своего ребёнка, проявлять к нему жалось. Относитесь к нему, как к обычному человеку. Ведь у каждого человека есть какие-то странности и причуды. Почему все должны быть одинаковыми?
  • Понаблюдайте за вашим ребёнком и постарайтесь обнаружить у него какие-то таланты. Развивая эти таланты, вы закладываете хороший фундамент для его дальнейшей социальной адаптации, самореализации, востребованности.
  • Помните, что ваш ребёнок развивается только при взаимодействии с вами и с другими людьми. Не пытайтесь изолировать его от общества, забросить одного в комнате с компьютером. Старайтесь больше гулять, дарите ему радостные эмоции, заведите кошку или собаку (учёными доказано, что общение с животными оказывает на психику человека большой терапевтический эффект – снимает напряжение, активизирует некоторые участки мозга, поднимает настроение, способствует развитию коммуникативных навыков). По возможности старайтесь посещать детский сад или школу, обратитесь за бесплатной психолого-педагогической помощью в районные пункты ПМПК, областной центр диагностики, благотворительные фонды. Не пытайтесь всё взвалить только на себя. Данные службы и существуют с целью оказания бесплатной помощи родителям детей с ОПФР.
  • Регулярные и систематические занятия с психологом, логопедом и другими профильными специалистами, грамотно выстроенный воспитательный процесс окажут значительный вклад в компенсацию интеллектуального, эмоционального и поведенческого развития ребёнка.
  • Общайтесь с родителями, которые столкнулись с аналогичными трудностями – это избавит вас от лишних тревог и страхов.
  • Ознакомьтесь с правами вашего ребёнка, с правилами организации деятельности ПМПК, с должностными инструкциями педагогов и т.п. (все эти документы представлены в свободном доступе Интернета). Правовая грамотность поможет вам защититься от возможного психологического давления и дезинформации со стороны вашей образовательной организации. 

 

Наши специалисты могут поддержат Вас, и помочь сориентироваться в сложной ситуации. Звоните и записывайтесь на консультацию (8-0162) 51-02-68

свернуть

ранняя комплексная помощь для чего и кому

28.09.2018

Ранняя комплексная помощь  (РКП) – это система работы с детьми от 0 до 3 лет. Цель которой – создать условия для гармоничного развития ребенка с самого рождения.

Почему важна именно ранняя комплексная помощь ребенку? Потому что в период раннего детства идет закладка основы, на которой будет развиваться ваш ребенок.

И чем раньше будет выявлено нарушение в этой основе, чем раньше оно будет скорректировано, тем лучше будет прогноз развития ребенка в будущем.

В большинстве случаев, ранняя коррекция нарушения помогает вовсе избежать дальнейших нарушений в развитии.

Случаи, когда родителям нужно обратиться к специалистам за РКП:

  • Если у вас возникают сомнения в том, правильно ли развивается Ваш ребенок.
  • Если вы сомневаетесь, хорошо ли о слышит и видит.
  • Если он не научился тому, что умеют его сверстники.
  • Если он не играет с другими детьми.
  • Если вам сложно понять поведение ребенка.

Конечно, можно ждать, когда ребенок «перерастет», надеться на то, что симптомы – это просто его возрастные особенности. А можно пройти комплексное обследование и быть уверенным в том, что ребенок развивается в норме, или же в самом раннем возрасте обнаружить его особенности и вовремя помочь своему ребенку, избежав тяжелых последствий в будущем.

Чем раньше Вы, родители, поймете, как развивается Ваш малыш, начнете помогать ему ,если он испытывает трудности, тем легче ему будет преодолеть их.

 Наши специалисты – учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог – помогут вам выстроить систему воспитания Вашего ребенка, соответствующую его индивидуальным особенностям и потребностям.

Наши контакты. Телефон 510268. д. Клейниик, ул Центральная 17/1

Проезд автобусом №22, маршрутным такси №20, №220, №222

свернуть

10 заповедей для родителей

12.6.2014
Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

11.6.2014
Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Жизнь без конфликтов

10.6.2014
Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть