Министерство образования Республики Беларусь
Отдел по образованию Брестского райисполкома
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации
Почему фетр?
Первое, это то, что игры из фетра ввиду их экологичности можно использовать практически с рождения, так как этот материал нетоксичый и гипоаллергенный. Фетр (от франц. feutre - войлок) - особенный нетканый материал, изготовленный способом валяния пуха, шерсти и меха. Именно поэтому он не осыпается и очень удобен для рукоделия, особенно – для начинающих. Игрушки из фетра можно стирать, гладить, их сложно помять или порвать.
Игрушки от 0-1
Благодаря таким предметам и узорам у малыша развивается острота зрения, светоощущение, он учится фокусировать взгляд на предметах и следить за ними, тянется ручками к изображениям, что также помогает ему правильно держать головку. А еще такие черно-белые картинки оказывают успокаивающее действие.
Мобиль, погремушки из фетра:
Времена года, развитие моторики
Еда, продукты
Сортировка, сад, огород
Геометрические фигуры
Изучаем цвета, развиваем моторику
Игрушки и пособия
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАПУСКА РЕЧИ
В раннем возрасте речь характеризуется достаточно бедным словарным запасом, употреблением облегченных слов, отсутствием или искажением отдельных звуков.
Причиной является недостаточно развитый в силу возраста речевой аппарат и слабый речевой выдох.
Для решения большинства этих проблем существует большой арсенал развивающих упражнений, игр и методик.
Дыхательные игровые упражнения, направленные на тренировку речевого выдоха
Артикуляционные упражнения для развития и укрепления речевого аппарата
Как машина гудит? Би-би-би! Как коровка мычит? Му-му-му! Как барабанчик стучит? Та-та-та! Как мама песенку поет? Ля-ля-ля! Как курочка зерно клюет? Клю-клю-клю! Как дудочка дудит? Ду-ду-ду!
Музыкальные игры, стимулирующие запуск речи
Когда дети пропевают звуки, слоги и слова, им легче заговорить.
Тук-тук-тук! (Клавесы, ложки, барабан) Ля-ля-ля! (Металлофон) Динь-динь! (Колокольчик) Как-кап-кап ! (Треугольник) Бум-бум-бум! (Бубен)
Эффективные игры с дидактическим материалом увеличивающие пассивный словарь
Пальчиковый массаж и пальчиковые игры
Многие педагоги любят говорить: «Речь находится на кончиках пальцев!»
В семидесятых годах XX века физиолог Марионелла Максимовна Кольцова проводила исследование в детском доме. Она доказала, что в экспериментальной группе детей, с которыми проводились упражнения на развитие мелкой моторики, речевое развитие было значительно выше, чем у детей, с которыми не проводились такие занятия.
Это так, но лишь отчасти. Большинство современных неврологов и логопедов склоняются к мысли, что не сами упражнения явились определяющим фактором развития речи, а непосредственное общение педагога с детьми способствовало развитию речи у исследуемых детей.
К тому же речевые центры, которые находятся в непосредственной близи к моторным центрам в головном мозге, созревают к 3-4 годам. Поэтому стимулировать их, надеясь лишь на развитие мелкой моторики в раннем возрасте не стоит.
Однако развивать мышцы пальчиков с помощью мягкого массажа («Ладушки, «Сорока-ворона»), а также тренировать ловкость посредством простейших движений полезно и нужно.
Как я рассказывала в предыдущей статье, у детей с речевыми нарушениями очень часто наблюдаются нарушения координации движений, мышечные зажимы, моторная неловкость. Упражнения под ритмичные стихи или пение, расслабление и наоборот движения с пальчиками, помогают подготовить ребенка к моторному планированию, тренируют мышечный тонус, помогают ребенку испытывать эмоциональный отклик в упражнениях.
Игры на развитие слухового восприятия
Неразвитое слуховое восприятие влияет на развитие речи. Ребенок не способен внимательно и сосредоточенно слушать и слышать и, соответственно, плохо воспроизводит звуки. Если ребенок хорошо различает неречевые звуки – фонематический слух (способность различать звуки речи) будет развиваться автоматически.
Игры на развитие слухового восприятия:
Вкусные игры
Тренировка «осознанного моторного планирования»
Моторное планирование — это способность представлять, организовывать и проводить последовательность непривычных действий.
У большинства детей с речевыми нарушениями есть дефицит моторного планирования.
Процесс звукопроизношения требует от ребёнка сложного моторного планирования. Ребенок должен осознанно контролировать движения артикуляционного аппарата до тех пор, пока произнесение тех или иных звуков не станет навыком.
Что необходимо для развития навыка моторного планирования?
Для эффективной тренировки моторного планирования необходимо в каждое развивающее занятие включать упражнения с непривычными моторными действиями, которые не автоматизированы у детей и выполняются по инструкции педагога.
Например:
Итак, моторное планирование связывает идею и ее моторное исполнение. Для осуществления моторного планирования требуется произвольное внимание и моторная ловкость.
Как помочь своему ребёнку
Когда ребёнок в 3 года не разговаривает, следует обратиться к отоларингологу и невропатологу для обследования, получить консультацию логопеда, дефектолога, психолога.
Родители совместно с ними могут многое сделать, чтобы стимулировать развитие речи трёхлетнего ребёнка. И, наоборот, при равнодушном отношении к возможностям и достижениям малыша, профессионалы в меньшей степени смогут помочь.
Советы по стимулированию детской речи:
Постарайтесь не бросаться на помощь к ребёнку, выполняя его молчаливые просьбы. Он должен выражать своё желание словами. Иногда мощным толчком для преодоления темповой задержки речи становится пребывание в детском коллективе, на совместных развивающих занятиях. Если ему захочется общаться со сверстниками, малыш постарается применить все имеющиеся у него способности.
Внимательное отношение к проблемам задержки речи трёхгодовалого ребёнка, своевременная диагностика нарушения, вовремя начатые занятия со специалистами позволят сократить время на необходимую коррекцию и предупредить дальнейшие отставания от сверстников.
Признаки задержки развития речи в три года
Причиной родительской настороженности должны быть не только допускаемые ребёнком ошибки в согласовании и изменении слов или произношении звуков. В этом возрасте речь – основное средство общения детей с близкими людьми. Если малыш не стремится обратиться к родителям и другим членам семьи, если выражает свои просьбы мимикой или жестом, стоит внимательно оценить его речевые возможности.
Сигналы неблагополучия, если ребёнок в 3 года плохо говорит:
Если причиной отставания детской речи становятся проблемы со слухом, малыш может не реагировать на обращённые к нему слова, пока он не видит лица говорящего. При слуховой патологии нужно как можно скорее начать коррекцию слуха, чтобы наверстать упущенное время для формирования детской речи. Речь таких детей при правильно организованном обучении через год-полтора почти не отличается от речи сверстников.
Если ребёнок 3 года не разговаривает — это не лень или недостаток воспитания. У него могут быть следующие проблемы речевого развития:
Каждая из этих патологий, несмотря на то что проявляется схожими симптомами, требует разного коррекционного подхода. Своевременно выявленная проблема позволит подобрать индивидуальный план занятий с логопедом, детским психологом, дефектологом.
Причинами недоразвития детской речи могут быть следующие:
Наиболее тяжёлые последствия несут поражения мозга во время внутриутробного развития, во время родов и в первый год жизни.
Норма развития речи в 3 года
Если в 3 года ребёнок не говорит, это обстоятельство настораживает даже тех родителей, кто игнорировал подобное отставание в более раннем возрасте.
Норма развития детской речи в 3 года:
Анализируя речь своего малыша, нужно помнить о том, что все дети развиваются по индивидуальному маршруту, и чем старше они становятся, тем шире диапазон умений, отличающий одного ребёнка от другого.
Тем не менее, когда уровень развития детской речи значительно отличается от речи сверстников, следует провести диагностику с участием квалифицированных специалистов и понять в чём причины такого отставания.
Если в возрасте 3 лет наблюдается полное отсутствие речи, у ребёнка серьёзные проблемы — необходимо срочно посетить невролога!
Почему ребёнок в 3 года не разговаривает или плохо говорит
Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Если он не говорит к этому времени, налицо признак назревающей проблемы, которую нужно решать в срочном порядке.
Первые три года жизни малыша – критический период для речевого развития. Именно в этот период можно успеть многое сделать, если у него имеются дефекты речи. Если ребёнок не говорит в 3 года — это признак назревающей проблемы, которую необходимо срочно решить.
Почему этому отрезку детской жизни придаётся такое значение? К 3 годам созревают области головного мозга, ответственные за речь, дети овладевают основными грамматическими формами родного языка, его ритмикой и основными особенностями, они накапливают большой активный и пассивный словарь.
Если к трём годам не начать необходимую коррекционную работу, в дальнейшем для этого потребуется неизмеримо больше усилий. Как моральных, так и материальных.
В период формирования функций центральной нервной системы они легко поддаются тренировке. Поскольку сензитивный (благоприятный) период для интенсивного развития головного мозга длится до 5 лет, именно в три года для развития речи многое можно сделать.
Ранняя комплексная помощь (РКП) – это система работы с детьми от 0 до 3 лет. Цель которой – создать условия для гармоничного развития ребенка с самого рождения.
Почему важна именно ранняя комплексная помощь ребенку? Потому что в период раннего детства идет закладка основы, на которой будет развиваться ваш ребенок.
И чем раньше будет выявлено нарушение в этой основе, чем раньше оно будет скорректировано, тем лучше будет прогноз развития ребенка в будущем.
В большинстве случаев, ранняя коррекция нарушения помогает вовсе избежать дальнейших нарушений в развитии.
Случаи, когда родителям нужно обратиться к специалистам за РКП:
Конечно, можно ждать, когда ребенок «перерастет», надеться на то, что симптомы – это просто его возрастные особенности. А можно пройти комплексное обследование и быть уверенным в том, что ребенок развивается в норме, или же в самом раннем возрасте обнаружить его особенности и вовремя помочь своему ребенку, избежав тяжелых последствий в будущем.
Чем раньше Вы, родители, поймете, как развивается Ваш малыш, начнете помогать ему ,если он испытывает трудности, тем легче ему будет преодолеть их.
Наши специалисты – учитель-дефектолог, логопед, педагог-психолог – помогут вам выстроить систему воспитания Вашего ребенка, соответствующую его индивидуальным особенностям и потребностям.
Наши контакты. Телефон 510268. д. Клейниик, ул Центральная 17/1
Проезд автобусом №22, маршрутным такси №20, №220, №222